В этом году планируется отремонтировать более 4,7 тыс. объектов дорожной сети, площадь укладки верхних слоев покрытия. Почти все материалы дорожно-строительного комплекса производятся на территории Российской Федерации.
Строительство, реконструкция и ремонт федеральных дорог ведется в соответствии с заключенными ранее контрактами, отставаний от графика нет, сообщили «ДорИнфо» в пресс-службе Росавтодора. Финансирование программ и обязательства по контрактам выполняются в полном объеме. На федеральной сети в этом году планируют завершить строительство и реконструкцию 24 объектов общей длиной 207,7 км, отремонтировать - почти 6,2 тыс. км дорог, из них капитально - 1,3 тыс. км.
На территории нашей страны функционирует огромное количество карьеров по добыче песка и нерудных материалов, успешно работают предприятия по производству минеральных порошков. Битумные материалы производят на нефтеперерабатывающих заводах из нефти, добываемой также в России.
Наибольший объем щебня производят в Центральном федеральном округе, песка - в Сибирском федеральном округе, лидером по производству битума является Приволжский федеральный округ. «По основным материалам отечественное производство обеспечивает потребности внутреннего рынка.
Процент импортных материалов, по словам специалистов, мала, а именно отдельные марки добавок и модификаторов, часть из которых можно заменить отечественными аналогами. Стоимость импортных материалов применяемых в строительстве и ремонте дорог, невысока. В настоящее время подготовлены правовые акты, которые позволят произвести замену иностранных материалов на отечественные при выполнении программы дорожных работ.
На территории Российской Федерации успешно работают предприятия по производству минеральных порошков. Битумные материалы производятся на нефтеперерабатывающих заводах из нефти, добываемой также в нашей стране. В связи с этим невозможность применения тех или иных добавок не окажет влияния на ход дорожных работ.
В каждый регион использует щебень из местных карьеров, а также из Ростовской, Воронежской областей. Песок заготавливают также в местных карьерах, хорошо налаженная логистическая цепочка поставляет битумные продукты от крупных заводов без задержек.
К примеру, в Костромской области больше половины всех объемов щебня разных фракций, песка, отсева дробления ОГБУ «Костромаавтодор» завозит с местных карьеров. Самые крупные из них - в Судиславском, Чухломском и Нерехтском районах. Более прочный гранитный щебень подрядчик приобретает в Республике Карелия и на Урале. В Ярославской и Нижегородской областях закупают битум и мазут. Применяемые в устройстве дорожной одежды геосетка и геотекстиль также отечественные.
При реконструкции, строительстве и ремонте трасс Алтайского края в рамках нацпроекта также используются дорожно-строительные материалы от региональных производителей. Щебеночно-песчаная смесь, щебень, песок, заготавливаются путем буровзрывных работ в 13 карьерах, которые расположены на территории региона, еще три находятся в соседней Новосибирской области.
Эффективность реализации национального проекта напрямую зависит от качества работ, и большую роль в этом вопросе играет отказ от устаревших материалов и переход на современные решения. Для этого в 2019 году был создан Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения. На сегодняшний день в нем содержится 792 наименования материалов, 256 конструктивных решений, 364 технологии.
Импортозамещение при строительстве скоростных трасс
В конце марта первый заместитель председателя ГК «Автодор» Игорь Коваль совместно с представителями Минпромторга РФ провели совещание по оказанию мер господдержки при замещении импортной строительно-дорожной и дорожно-эксплуатационной техники российскими аналогами, а также замещения отечественными аналогами запасных частей и расходных материалов. Пресс-служба Госкомпании сообщила, что «Автодор» провел системный анализ парка крупных российских компаний, которые строят и эксплуатируют скоростные дороги, и их потребности в приобретении отечественной техники, запчастей.
Порядка 35 % парка наших подрядчиков подлежит замене в течение ближайших пяти лет. Что касается отечественной техники, то потребность крупных дорожных компаний - порядка 830 единиц на горизонте пяти лет. Наиболее востребованными являются катки, грейдеры, дорожные машины на базе самосвалов.
Парк дорожной спецтехники состоит в большей степени из новых моделей ведущих мировых производителей, можно вести речь о поэтапном переходе на отечественную технику и в первую очередь концентрации усилий на сервисном обслуживании, производстве комплектующих в России.
В целях реализации мероприятий национального проекта ФАУ «РОСДОРНИИ» проводит работу по анализу Реестра для выявления сведений о доле импортной составляющей в технологиях, материалах и конструкциях и о наличии их отечественных аналогов. По результатам будут подготовлены обоснованные предложения по оперативной актуализации информационной системы Реестра в части импортозамещения.
В статье используются материалы из источников:
https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/514901
https://dorinfo.ru/star_detail.php?ELEMENT_ID=108874
https://dorinfo.ru/99_detail.php?ELEMENT_ID=108757