Как сообщил министр транспорта Российской Федерации Виталий Савельев, в 2022 году в России будет построено и реконструировано 228 км федеральных и 1598 км региональных автомобильных дорог. Отремонтируют, в том числе капитально, 6,5 тыс. км федеральных и 16,8 тыс. км региональных трасс. 

Все дорожные работы на федеральных трассах идут в соответствии с заключенными ранее контрактами, отставания от графика нет. В работе, как раньше, так и сейчас, мы используем преимущественно отечественные материалы, ‒ отметил руководитель Росавтодора Роман Новиков. ‒ В этом году планируем построить, реконструировать и отремонтировать больше участков дорог, чем в прошлом. И возможности для этого есть: ресурсов, финансирования и компетенций достаточно.

Продолжаются работы на самых масштабных объектах строительства последних лет. Речь идет в том числе об обходах городов, призванных повысить транспортную доступность и связанность районов внутри субъектов Российской Федерации, укрепить торгово-экономические связи с соседними регионами, перенаправить транзитный транспорт и вывести его за пределы городов, а также улучшить экологическую обстановку.

Один из крупнейших объектов ‒ обход Волгограда протяженностью более 70 км. На четырехполосной трассе предусмотрено возведение восьми новых транспортных развязок, 23 мостов и путепроводов, в том числе через Волго-Донской канал.

В Татарстане ведутся строительно-монтажные работы на обходе Нижнекамска и Набережных Челнов. Проект будет реализован в три этапа. В декабре 2021 года началось строительство на II этапе. По III этапу получено положительное заключение Главгосэкспертизы, в скором времени будет определен подрядчик на строительство. I этап находятся в стадии проектирования.

Строительство обхода Владикавказа в Северной Осетии – Алании решит одну из главных проблем ‒ проезд большого количества транзитного транспорта через город, ведь столица субъекта расположена в 26 км от государственной границы Российской Федерации и Республики Грузия.

В этом году завершат строительство обхода Анапы, благодаря чему будет исключен проезд транзитного транспорта через курортный город.

Госкомпания «Автодор» продолжает строительство скоростной трассы М-12 протяженностью от Москвы до Казани порядка 800 км и от Дюртюли до Ачита ‒ 275 км. Общая протяженность маршрута с учетом существующей дорожной сети составит 1600 км. Путь по нему займет двое суток. Ключевая задача дорожников ‒ уже через два с половиной года обеспечить скоростную автомобильную связь между Москвой и Екатеринбургом через Казань.

Кроме того, благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в 84 субъектах страны планируется привести в нормативное состояние порядка 4,7 тыс. объектов ‒ это более 16 тыс. км дорог регионального и местного значения.

В Самарской области в 2022 году завершится II этап строительства мостового перехода «Фрунзенский». Новая дорога обеспечит транспортную доступность микрорайона «Южный город» и Новокуйбышевска. Она будет иметь выход на федеральные трассы в направлении Оренбурга и Казахстана, а также на региональную дорогу Самара – Волгоград. В Пензенской области в текущем году продолжается третий этап реконструкции улицы 40 лет Октября. Объект соединяет микрорайоны «Город Спутник» и Кривозорье, обеспечивает дополнительный выход к федеральной трассе Р-208 Пенза – Тамбов и ведет к единственному аэропорту города.

В этом году в Калужской области планируется завершить строительство обхода Калуги на участке Анненки – Жерело. Реализация проекта позволит ввести в эксплуатацию Калужскую кольцевую автомобильную дорогу общей протяженностью 83,7 км, а также повысит инвестиционную привлекательность региона.

В Вологодской области опережающими темпами завершается начатое в 2017 году строительство самого длинного в Вологодской области мостового перехода через р. Шексну в Череповце протяженностью 1131 м. Ранее проект строительства был поддержан Президентом России Владимиром Путиным. Новый мост завершит создание транспортного кольца в Череповце, связав между собой четыре крупных микрорайона, и обеспечит создание условий для кольцевого движения общественного транспорта.

У Дальневосточного региона большой экономический потенциал, но его население продолжает сокращаться. Согласно данным ВЦИОМ, большинство людей уезжает по причине дороговизны жизни и слабо развитой инфраструктуры, в том числе транспортной. По мнению специалистов Института социально–политических исследований РАН, снизить миграционный отток экономически активного населения поможет строительство трассы, которая пройдет вдоль побережья Охотского моря и свяжет Магаданскую область с соседними субъектами РФ. Хабаровский экономист Вадим Заусаев назвал идею перспективной: ее реализация принесет колоссальную пользу всему региону и даст толчок развитию Охотоморья в частности.

Новая трасса не только соединит три субъекта страны, но и определит вектор в развитии Хабаровского края на ближайшие десятилетия. Появление автодороги сделает возможной реализацию новых проектов, связанных с освоением Севера, прибрежной территории. Станет реальной перспектива строительства Тугурской приливной электростанции. Появится автодорога – начнется освоение нижнего Амура, что даст толчок развитию Николаевска, считает Вадим Заусаев.

Строительство дороги может не только улучшить связь между населенными пунктами, но и сделает возможным освоение многочисленных месторождений полезных ископаемых (золото, фосфор, железная руда, редкие металлы и другие), которыми богаты недра местности предполагаемого маршрута трассы. Их разработка не ведется как раз из–за отсутствия надлежащей инфраструктуры. Поэтому проект может быть интересен ряду компаний, которые впоследствии и станут заниматься добычей. Соответственно, они могли бы взять на себя часть расходов на строительство дороги, особенно подъездных путей к залежам полезных ископаемых, спрос на которые в странах Юго–Восточной Азии высок.

Далее – о другом дальневосточном проекте, который уже обрел реальные очертания, – строительстве первого этапа кольцевой автодороги вокруг Владивостока (ВКАД).

Строительство этой трассы предусмотрено генпланом столицы Приморья, утвержденным в феврале 2018 года. ВКАД – дорога первой категории – представляет собой западное полукольцо Владивостока протяженностью около 27 км. Она свяжет острова Русский и Елены с центральными, северными районами города и планируемым городом Спутник. Предполагается, что основная дорога длиной 22,8 км пройдет вдоль Амурского залива. Генеральным подрядчиком строительства выступит российская «дочка» китайской корпорации CRCC Rus.

Соглашение по проекту ВКАД китайская компания CRCC и правительство Приморья заключили на Восточном экономическом форуме в 2021 году. Стороны обсуждали в тот момент платный проезд по ВКАД, организованный по системе free flow. Подобный механизм действует на Центральной кольцевой автодороге в Московской области.

Строительство первого этапа ВКАД планируется начать в 2023 году. Предполагается, что проект позволит решить вопросы оптимизации транспортных потоков, разгрузки магистралей города от транспортных потоков и транзита грузов в морские порты в обход городских территорий.

В статье используются материалы из источников:

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/514601

https://transportrussia.ru/razdely/transportnaya-infrastruktura/8687-zaglyanut-za-gorizont.html