Благодаря экспертизе российских компаний, заинтересованных в комплексном решении задач регионов, смещаются акценты в проектировании и внедрении ИТС. Уже недостаточно только внедрить необходимые технологии и запустить оборудование, необходимое для функционирования системы. На первый план выходит проектирование на основе данных транспортного планирования и моделирования, учёта региональных задач по управлению городской мобильностью, а также эксплуатация подсистем ИТС в режиме реального времени 24/7.
Решить большую часть сложных оптимизационных задач помогают интеллектуальные программные системы на базе математических алгоритмов машинного обучения и нейронных сетей.
Неизбежный рост роли искусственного интеллекта в принятии решений на дороге пока упирается в организационно-правовые барьеры и законодательное регулирование. Текущая ситуация требует от разработчика и интегратора цифровых решений для транспорта не только глубокой экспертизы в технологических вопросах, но также понимания юридических особенностей регулирования экспериментальных правовых режимов, обширной коллаборации с государственными институтами и научным сообществом.
По сути создание эффективной ИТС означает проектирование и внедрение улучшений транспортной системы, измеримых и ощутимых для участников дорожного движения: водителей, пассажиров и пешеходов. При этом проекты совершенствования и цифровизации транспортной системы отличаются сложной архитектурой и включают большое число комплексных и инструментальных подсистем, задействующих значительное количество периферийного оборудования.
В качестве ориентира для поэтапного планирования и оценки конечного результата можно использовать уровни зрелости ИТС — сегодня они методически проработаны.
На практике создание ИТС обычно стартует с внедрения автоматизированных систем управления дорожным движением, подсистем видеонаблюдения и мониторинга транспортных потоков, систем фотовидеофиксации. Это база создаваемой ИТС. Без неё интеллектуальное управление дорожным движением реализовать невозможно.
На следующем этапе добавляется управление общественным транспортом, дорожной техникой и парковками. А ещё более продвинутому уровню ИТС соответствуют проекты транспортного прогнозирования и моделирования, включающие, в частности, создание транспортной модели агломераций и расширенные возможности видеоаналитики.
Объективно запуск и переход на более высокий уровень зрелости ИТС зависит, в том числе, и от объёмов финансирования. Например, Москва сегодня находится на третьем уровне зрелости и движется к четвёртому. В то же время имеет значение, насколько эффективно построены те или иные транспортные системы и используются ли их возможности в полной мере.
«Безопасный регион» — это проект, рассчитанный на обеспечение безопасности всех сфер жизнедеятельности населения в городе или регионе. В соответствии с концепцией развития ИТС Министерства транспорта РФ все подсистемы ИТС могут и должны интегрироваться напрямую с внешними информационными системами различных коммунальных, инженерных, эксплуатационных, контролирующих и надзорных служб города или с проектом «Безопасный регион» через Единую платформу управления транспортной системой ИТС субъекта РФ. Это необходимо для передачи информации о нештатных ситуациях, в результате которых может возникнуть угроза жизни и здоровью участников дорожного движения, угроза или риски повреждения дорожно-транспортной инфраструктуры, инженерных коммуникаций и сооружений, безопасности дорожного движения. В большинстве реализованных подсистем ИТС взаимодействие осуществляется напрямую с нужной службой, но в некоторых городах интеграция и обмен оперативной информацией происходят через платформу проекта «Безопасный регион». В ближайшем будущем вся интеграция подсистем ИТС с внешними информационными системами будет происходить через ЕПУТС субъекта РФ.
По словам министра транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Алексея Гержика, работы по оптимизации текущей организации дорожного движения в Щёлкове и Фрязине были инициированы в связи с жалобами жителей на протяжённые заторы и аварийные ситуации. В ходе проекта компанией «МВС Груп» (входит в ГК «Урбантех») были выявлены проблемные места и разработан комплекс мер. Он включал быстрые и недорогие решения, которые отвечают условиям Подмосковья.
Модернизации подверглись 107 км дорожной сети: оборудовано 50 регулируемых перекрёстков, установлено 150 камер видеонаблюдения и 129 детекторов транспорта, перенастроено 23 светофора. Проведены работы по расчёту и запуску оптимальных режимов работы светофорных объектов, а также точечному изменению организации дорожного движения. В результате пропускная способность автодорог увеличилась на четверть. Для жителей это означает конкретные изменения: на 63% сократилось время пребывания в пробках (например, в Щёлкове проехать по городу теперь можно за 15–20 минут даже в пиковые часы), на 20% уменьшилось среднее время в пути, на два часа сократилась общая продолжительность пробок. При этом общественный транспорт буквально стал «ходить как часы» — отставания от расписания сократились до одной минуты максимум.
Стоит отметить, что специалисты работали с уже имеющейся системой управления движением и комплексами фотовидеофиксации, однако в неё пришлось внести ряд изменений: были спроектированы новые фазы работы светофоров, а также скорректированы некоторые положения ОДД.
Проект создания ИТС в Нижнем Новгороде, который в настоящее время реализует ГК «Урбантех», ориентирован на преодоление сразу двух ступеней зрелости ИТС и создание фундамента для последующего перехода на третий уровень.
Помимо интеграционной платформы, которая является необходимой частью любой ИТС, в состав проекта Нижнего Новгорода входят управляющие модули дорожного движения, движения общественного транспорта, модули управления дорожными работами и диспетчерского управления ИТС для ЧС и ВС, а также геоинформационная система сбора, хранения, анализа и графической визуализации данных.
Трёхлетний контракт на проектирование интеллектуальной транспортной системы в Махачкалинской городской агломерации охватывает все модули, необходимые для достижения второго или так называемого базового уровня зрелости ИТС. По итогам первого этапа на центральных улицах Махачкалы модернизированы 23 светофорных объекта и установлены 24 стратегических детектора транспорта. Кроме того, внедрены модули координированного управления светофорами, управления маршрутами общественного транспорта и подсистемы видеонаблюдения.
Таким образом, администрация города получила возможность контролировать дорожный трафик, запускать адаптивные режимы работы светофоров с учётом загруженности улиц в режиме реального времени, а также круглосуточно получать данные о ситуации на дорогах. Алгоритм системы позволяет удалённо сокращать количество и длительность транспортных заторов, а также увеличивать среднюю скорость движения транспорта в часы пик.
Особую роль в запуске и эксплуатации ИТС играет Центр управления дорожным движением, который в режиме реального времени собирает и анализирует данные о ситуациях на городских улицах, разрабатывает сценарии реагирования на аварии и другие транспортные инциденты, и работает с обращениями жителей Махачкалы и пригородов. Планируется, что ЦУДД станет единым региональным центром компетенции по эксплуатации и развитию интеллектуальной транспортной системы Республики Дагестан.
Интеллектуальная транспортная система объединяет целый комплекс внедряемых решений, включая одно из самых востребованных – управление светофорными объектами в соответствии с постоянно меняющимися условиями дорожного движения. Для эффективного внедрения и эксплуатации ИТС необходимо обеспечить весь цикл: от проектирования конфигурации ИТС с учетом городских задач и подбора необходимых моделей и подсистем ИТС, подбора и корректной настройки оборудования и ПО, а также управление созданной ИТС в режиме реального времени с учетом меняющейся городской среды силами подготовленных специалистов. Решить эти задачи позволяет комплексная услуга ЦОДД as a service. Консалтинговый подход на основе данных о транспортных проблемах города и проактивный, гибкий подход к управлению модулями ИТС позволяет быстрее получить заметный эффект по итогам внедрения автоматизированных систем управления дорожным движением. Хотя в России не так много городов, которые могут позволить себе на постоянной основе привлекать штат профессиональных инженеров для ежедневной работы с ИТС.
По словам президента Ассоциации транспортных инженеров и Академии ИТС в РУТ (МИИТ) Султана Жанказиева, стране не хватает 2500 квалифицированных специалистов. На этом фоне ещё более острой выглядит одна из главных проблем регионов, старающихся внедрить ИТС на своей территории, — отсутствие понимания и возможностей для использования системы.
В ГК «Урбантех» уверены: для реализации сложных и длительных проектов уровня ИТС необходимы долгосрочные партнёрские отношения исполнителя с государственными заказчиками. Постоянное повышение эффективности работы ГК «Урбантех» за счёт накопления отраслевой экспертизы — это стратегический приоритет. Такая расстановка акцентов позволяет специалистам компании формировать экосистему ИТ-решений для транспортной отрасли в сотрудничестве с институтами развития, финтех-компаниями, отраслевыми вендорами и интеграторами.
В статье используются материалы из источника:
https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:На_что_способна_интеллектуальная_транспортная_система_Обзор_комплексных_региональных_проектов