К дорожной сетки предъявляются особые касающиес ее долговечности и высокой прочности проволоки, из которой она сделана. Различают:
- сетку дорожную,
- сетку кладочную,
- сетку оцинкованную.
Дорожная сетка:
Такая сетка используется в дорожном строительстве, с ее помощью эффективно укрепляют слабые грунты. Благодаря применению дорожной сетки получают стойкое дорожное покрытие, которое не реагирует на большие температурные перепады. Кроме того, использование сетки уменьшает затраты времени и финансовых средств. Она позволяет сократить объем земляных работ и не требует приобретения дополнительных стройматериалов. Сетка изготавливается из низкоуглеродистой проволоки ВР-1 (ГОСТ 6727-80) диаметром 3-5 мм., путем контактно-точечной сварки расположенных в двух взаимно перпендикулярных направлениях проволок.
Дорожная сетка продается в трех вариантах – на вес, рулоном или блоком. Ее удобно перевозить, так как она обладает достаточно компактными размерами.
Благодаря сетке значительно повышается уровень эксплуатационных характеристик строящихся дорог, их экономическая целесообразность, увеличиваются и сроки рабочей службы автострады, экономия образуется и за счет последующего обслуживания. Сетка сварная дорожная производится из проволоки из стали, она может быть оцинкованной или простой. Процесс оцинковки значительно оптимизирует характеристики сетки сварной дорожной, препятствует аспространению коррозии и поражения металла вредоносными микроорганизмами. Сегодня выпускаются несколько видов и модификаций сетки сварной дорожной, их главное отличие состоит в размере рабочих ячеек. Этот фактор нуждается в учитывании прежде чем купить сетку сварную дорожную.
Для разных видов строительства и для разных видов сопутствующих материалов необходимы соответствующие виды сетки сварной дорожной. Самый распространенный вид готовых дорожных сеток — это металлические карты, которые довольно просто перевозить к месту строительства, удобно складировать и затем производить монтаж. Для производства сетки сварной дорожной используется проволока из стали сечением 6 миллиметров, которая сваривается методом контакта в условиях заводского производства. Для придания особой прочности дорожному покрытию иногда используется сетка из прутка рифленых арматурных заготовок сечением до 10 миллиметров. Сетка сварная дорожная, усиленная подобным образом, также находит свое применение в устройстве бетонированных площадок для автомобильных стоянок и остановочных площадок.
Анализ изучения опубликованных результатов исследований отечественных и зарубежных специалистов позволяет сформулировать ряд принципиальных требований, соблюдение которых повышает эффективность армирования асфальтобетонных покрытий путём применения дорожно-строительной сетки.
Результаты систематических исследовательских работ, проводимых специалистами в европейских странах, показывают, что, хотя образование трещин при применении армирующих прослоек не пресекается полностью, начало трещинообразования значительно отодвигается, удлиняя срок службы покрытия в 2-6 раз. Одним из эффективных и в то же время сравнительно новых для российского рынка способов повышения прочности и долговечности дорожной конструкции является технология армирования асфальтобетонных слоев специальными сетками. Эффективность армирования возрастает с повышением жесткости (модуля упругости) материала, из которого изготовлена сетка. Среди применяемых на практике материалов наибольшей жесткостью обладает стальная проволока, из которой изготавливаются стальные армирующие сетки. Армирующая дорожная сетка отличается по нескольким параметрам: - материал изготовления: арматура или проволока, рифленая или гладкая, черная, оцинкованная, нержавеющая; - диаметр проволоки или арматуры: 4-40 мм; - размер ячеек: находится в диапазоне от 50 до 300 мм; - форма ячеек: квадратная, прямоугольная, многоугольная, ромбическая, трапеция.
Выбор того или иного наименования зависит от множества факторов: толщина асфальтобетонного покрытия, предполагаемые нагрузки, внешние условия (влажность, температура, осадки), тип грунта и пр. Сетка дорожная используется в самых различных сферах: армирование дорог федерального и регионального значения, дорог общего пользования, многополосных скоростных шоссе, взлетно-посадочных полос, портов, парковок, погрузочных станций и пр. Преимущества армирующей сетки в полной мере проявляются при армировании асфальтобетонных слоев специальными сетками с шестиугольными ячейками из стальной проволоки двойного кручения с вплетенными в полотно сетки поперечными стержнями прямоугольного сечения. Основные требования к стальной сетке, предназначенной для армирования асфальтобетонных слоев, и ее технические характеристики, описание технологии армирования при строительстве и ремонте автомобильных дорог установлены отраслевым дорожным методическим документом ОДМ 218.3.041-2014 «Методические рекомендации по армированию асфальтобетонных слоев дорожных одежд стальными сетками».
При легком типе сетки применяют проволоку диаметр 2,2 мм, при тяжелом тип – 2,4 мм или 2,7 мм, с допустимым отклонением в геометрических размерах ±0,09 мм. Сетка имеет шестиугольные ячейки и жесткие в поперечной плоскости крепления из плоских скрученных прутов профилем 6,0х2,0 мм – для легкого типа, 7,0х3,0 мм – для тяжелого типа, располагаемые на расстоянии 235,265 или 285 мм в зависимости от размера ячейки. Стальную сетку тяжелого типа рекомендуют применять при усилении жестких дорожных одежд, а также при армировании асфастобетонных слоёв нежестких дорожных одежд на автомобильных дорогах высоких категорий, на которых требования к потребительским свойствам и показателям надежности существенно выше, чем на дорогах низкой категории. Решение о применении тяжелого или легкого типов стальных сеток принимает проектная организация в зависимости от состава и интенсивности движения, климатических и грунтовогидрологических условий, а также толщины конструктивных слоёв дорожных одежд. Технологический процесс монтажа армирующего слоя асфальтобетонного покрытия достаточно прост. Вначале холодной фрезой выравнивается старое основание, на которое будет укладываться полотно. Остатки старой дороги удаляются. После этого основание обязательно уплотняется крупные выбоины, рытвины и трещины выравниваются. Затем укладывается сетка, неизбежные складки разравниваются пневмокатком. Со всех сторон сетка крепится к утрамбованному грунту на анкерах, чтобы исключить ее смещение. Полотна сетки укладываются внахлест, который не должен превышать 30 см (до 50 см на особых участках с повышенной внешней нагрузкой), и скрепляются в местах пересечения. После этого сверху наносится слой литой эмульсионно-минеральной смеси (ЛЭМС) толщиной 10-15 мм, что является обязательным условием эффективной работы армирующей сетки. На завершающем этапе укладывается свежий слой асфальтобетонного покрытия, его уплотняют и ровняют. Сформированный в результате композитный армирующий слой не только отлично сцепляется с асфальтобетонным дорожным покрытием, но и выполняет роль гидроизоляции, не позволяя грунтовому основанию смешиваться с асфальтом.
Благодаря армированию асфальтобетонных дорожных покрытий достигаются следующие эффекты:
- Возрастает несущая способность дорожного полотна, значительно возрастает срок эксплуатации. Укрепленное армированием дорожное покрытие способно десятилетиями выдерживать постоянную нагрузку от много тонных грузовиков.
- Практически исключается появление эффекта колейности. Армирование дорожной одежды способствует сохранению ровности поверхности асфальтобетонного покрытия в течение длительного срока эксплуатации;
- Дорога дольше остается безопасной для движения.
- Уменьшается число трещин, образованных под влиянием температур, осадков, механических действий: сетка не позволяет полотну трескаться и откалываться даже при очень высоких механических нагрузках.
- Дорожное полотно становится более устойчивым к проседанию грунта.
- Армированное сеткой полотно выдерживает температурные перепады от -70º до +180º, а также покрытие устойчиво к экстремальным осадкам.
- Значительно снижаются затраты на строительный материал из-за возможности использования более тонкого асфальтобетонного слоя.
Методика установки асфальтного покрытия с применением армированной конструкции должна быть включена на начальном этапе проектирования дороги. Следует отметить, что повышение стоимости строительства асфальтного покрытия за счет включения в проект установки металлической дорожной сетки полностью окупается и становится значительно экономически целесообразнее, чем многоразовый ремонт во время эксплуатации неукрепленной трассы.
В статье используются материалы из источников:
https://www.mset.ru/metallicheskaya_setka_dlya_dorog_i_stroek/
https://snabzheniestroek.ru/katalog/setka-metallicheskaia/setka-svarnaia-dorozhnaia#!prettyPhoto[gallery65d1f4fa49]/0/
https://agp.edu.ru/images/Doki/DPO/conference/%D0%94%D0%9E%D0%9A%D0%9B%D0%90%D0%94%D0%AB/%D0%91%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%90%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87,%20%D0%94%D0%B5%D0%B3%D1%82%D1%8F%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%98%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0.