Проведённое недавнее исследование  было призвано раскрыть причины и истоки сложившейся сложной ситуации на дорогах города, а также в сфере общественного транспорта крупнейшего мегаполиса Сибири и других крупнейших региональных центров страны.

Новосибирск является одним из лидеров среди российских «городов-миллионников» по расходам на дорожное хозяйство за последние 12 лет. Вместе с тем, если сравнивать эти затраты в расчете на 1 км общей протяженности автодорог города, то Новосибирск оказывается одним из самых отстающих городов. Лидерами по этому показателю становятся Челябинск, Екатеринбург и Красноярск. За 12 лет в каждом из этих городов на 1 км автодорог потратили в 2 раза больше, чем в Новосибирске.

Представленный в исследовании двенадцатилетний временной период 2010-2021 гг на самом деле является особенным в транспортной истории страны и ее крупнейших городских центров. Еще в начале нулевых годов был принят федеральный закон о разграничении полномочий между уровнями власти. Соответственно, городская дорожная сеть и городской пассажирский транспорт стали предметом ведения муниципальных властей. А учитывая тот факт, что «тощие» муниципальные бюджеты разрывались между различными отраслями и сферами городской жизни, то фактически был «запущен» процесс недофинансирования этих важнейших отраслей городского хозяйства.

Впрочем, не все так однозначно, как представляется на первый взгляд. Анализировать ситуацию во всех крупнейших городах страны было бы не объективно без привязки к изменившимся подходам в этот период времени. Появились новые национальные проекты, федеральные программы, которые стали инструментами, изменившими модель финансирования этих отраслей городского хозяйства.

В Российской Федерации 13 «городов-миллионников». В исследовании были проанализированы их городские бюджеты за прошедшие 12 лет и расходы на дорожную сферу и городской транспорт. Суммарно по этим мегаполисам страны расходы на дорожную сферу и транспорт составили 686,4 млрд руб.  Очевиден приоритет финансирования дорожной отрасли, на которую было выделено 507,9 млрд руб. Соответственно на развитие транспорта 179,1 млрд. Иными словами, условно из бюджетов этих муниципальных образований в дорожную сферу вкладывалось три рубля, и только один в развитие и обновление транспорта. В принципе это соотношение весьма показательно. Если же рассматривать каждый миллионник, попавший в исследование, то в большинстве из них соотношение в пользу дорожной сферы выше.

Новосибирск, как крупнейший «город-миллионник» страны, израсходовал за указанный период 72,6 млрд руб.. Причем дорожно-строительный комплекс получил 60,4 млрд, а транспорт – 12,9 млрд. Для быстрорастущего города, где на окраинах строятся многочисленные жилмассивы, соотношение составило 84% к 16%.

Расходы на дорожную сферу и транспорт должны распределяться в пропорциях 70% на 30%, что является достаточно оптимальным соотношением. Цифры, которые обнародовало исследование, показывают крайнюю неравномерность расходов на развитие транспортного комплекса «городов-миллионников» России. Их можно условно разделить на две группы. В качестве города-аутсайдера выступает Воронеж.  «Город-миллионник», оказавшийся «за бортом», который обошли  спортивные соревнования мирового значения, а расходы на развитие городской инфраструктуры относительно других сопоставимых по размерам и численности населения оказались несравненно ниже (27 млрд руб.).

По абсолютным значениям вложений в дорожное хозяйство несомненным лидером в Сибирском федеральном округе и в стране выглядит Новосибирск. Это обусловлено собственно масштабом города, его численностью населения, территорией и объемом городского бюджета. Показатели Красноярску по дорожной статье в 1,6 раз меньше, как и расходы на транспорт. Расходы на дорожное хозяйство из расчета на 1 км общей протяженности автодорог города,  Новосибирск оказывается одним из самых отстающих городов среди «миллионников» страны. Лидерами по этому показателю становятся Челябинск, Екатеринбург и Красноярск. За исследуемый период в каждом из этих городов на 1 км автодорог потратили в 2 раза больше, чем в Новосибирске.

Расходы на транспорт в Новосибирске за двенадцатилетний период составили суммарно 12,2 млрд руб., поэтому различия с городами-лидерами по этим бюджетным расходам существенны: в Перми на транспорт потратили в два раза больше, а в Нижнем Новгороде ‑ в 3,5 раза больше, чем в Новосибирске. Если сравнивать расходы на транспорт в расчете на 1 км общей протяженности маршрутной сети общественного транспорта города, то Новосибирск (4,1 млн. руб./км) оказывается одним из самых отстающих городов.

На суммарный показатель расходов большое влияние оказывают реализуемые в «городе-миллионнике» масштабные капиталоемкие объекты: строительство мостов, метро и др. Это видно на примере Нижнего Новгорода, где в прошедший период были введены в строй две новые станции метро и метромост. Поэтому показатель затрат на транспорт оказался наибольшим среди «городов-миллионников.

Инерционный сценарий развития отрасли в документе транспортного планирования Новосибирска оценивался разработчиками на 12-летний период в 64 млрд руб. В свою очередь, инновационно-активные сценарии – в 137-164 млрд руб. за 12 лет проектного срока.

В статье используются материалы из источника:

https://ksonline.ru/440996/lider-ili-autsajder-kak-mozhno-otsenit-finansirovanie-dorozhno-transportnogo-kompleksa-novosibirska-na-fone-drugih-gorodov-millionnikov-rossii/