Финансирование национального проекта «Безопасные и качественные автодороги» (БКАД) на 2022–2024 гг. будет увеличено в 16 раз до 1,32 трлн руб. Об этом говорится в исследовании об инвестициях в инфраструктуру, проведенном компанией InfraOne Research на основе проекта федерального бюджета.
Нацпроект БКАД стартовал в 2019 г. В нем участвуют 84 субъекта Федерации и 105 городских агломераций. БКАД предусматривает рост доли автодорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, до 60% к 2024 г. (в 2020 г. – 44,9%), а в крупнейших городских агломерациях – до 85% (в 2020 г. – 69%), а также снижение смертности в результате ДТП на 100 000 населения в 2,7 раза от уровня 2020 г. В рамках проекта часть средств на ремонт дорог федеральные власти перечисляют регионам в виде межбюджетных трансфертов, другая часть поступает за счет роста отчислений от акцизов в региональные дорожные фонды. Куратором проекта является вице-премьер Марат Хуснуллин.
Масштабные траты на БКАД обоснованы вхождением в нацпроект новых федеральных проектов – «Развитие федеральной магистральной сети» и «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», говорится в обзоре InfraOne. Суммарно на эти проекты будет потрачено 700 млрд руб. в 2022–2024 гг. Еще 550 млрд руб. заложили на проект «Региональная и местная дорожная сеть», который в основном представляет собой бюджетные трансферты в адрес региональных дорожных фондов.
Вместе с тем финансирование нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ) снизится на 1,21 трлн руб. за отчетный период, подсчитали в InfraOne. В 2022 г. траты по нему планируются на уровне 300 млрд руб. Это на 260 млрд руб. меньше, чем заложено в текущем бюджете. В 2023 г. финансирование должно составить 150 млрд руб. (минус 440 млрд руб.), в 2024 г. – 90 млрд руб., на 510 млрд руб. меньше, чем заложено в паспорте документа.
Больше всего в КПМИ пострадал с точки зрения финансирования проект «Коммуникации между центрами экономического роста». На него планировали потратить 450 млрд руб. в 2022–2023 гг. Теперь финансирование этого проекта не предусмотрено. Та же участь постигла «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» и «Внутренние водные пути». На них было предусмотрено по 110 млрд руб. Также из КПМИ убрали расходы на досрочно завершенные проекты «Железнодорожный транспорт и транзит» и «Транспортно‐логистические центры». Еще 122,8 млрд руб. сняли с проекта строительства транспортного коридора Европа – Западный Китай. Основным объектом в рамках его является строящаяся скоростная автотрасса М12 от Москвы до Казани и обход Тольятти с мостом через Волгу. По данным пояснительной записки к проекту бюджета, это связано с опережающим финансированием в предыдущие годы. Недосчитается 15,8 млрд руб. в ближайшие два года и проект по развитию региональных аэропортов, говорится в обзоре InfraOne Research.
Аналитики InfraOne Research отмечают, что изменения в статьях финансирования нацпроектов компенсируют друг друга и в конечном итоге на объеме инфраструктурных трат скажутся мало. В ближайшие три года правительство планирует направить на все нацпроекты суммарно 9 трлн руб. В целом параметры национальных и федеральных проектов в сфере транспорта остаются без изменений.
Вероятно, власти направят финансирование на ремонтные мероприятия, а новые проекты пока придерживают, сказала «Ведомостям» руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. По ее словам, это также связано с тем, что сейчас нет готовых к реализации инфраструктурных проектов.
В статье используются материалы из следующих источников:
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2021/10/13/890911-pravitelstvo-smeschaet