За несколько прошедших лет специалисты дорожно-строительства комплекса обновили и актуалиализировали часть нормативно-технической документации с новыми требования к асфальтобетонным смесям. Был разработан комплекс предварительных национальных стандартов (ПНСТ) для системы объемного функционального проектирования асфальтобетонных смесей (Superpave), а также для объемного проектирования смесей по методологии Маршалла. По итогам анализа применения ПНСТ и устранения всех неточностей и недоработок были разработаны и утверждены соответствующие национальные стандарты. Новый подход к выпуску асфальтобетонных смесей предполагает тщательный подбор их состава и использование материалов, соответствующих требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».

Особенностью системы объемного проектирования асфальтобетонных покрытий является возможность подбирать состав смеси с применением местных материалов, а также использовать при приготовлении асфальтобетона материал старых асфальтобетонных покрытий. Методология позволяет контролировать качество выпускаемого на заводе асфальта и производить контроль уплотнения смеси в процессе производства работ.

Результатами реализации нацпроекта "Безопасные и качественные дороги" (далее БКД) в 2020-2021 годах, практика применения современных технологий, материалов и инженерных решений на дорожных объектах получает все большее распространение в регионах. К примеру, во Владимирской области, где в 2021 году приведены в нормативное состояние 54 объекта региональной, межмуниципальной и местной дорожной сети общей протяженностью более 100 км, ремонт выполнялся с применением современных методик, а именно - подбор состава асфальтобетона специалисты учитывали нагрузку на дорожное полотно, интенсивность движения, климатические и другие условия эксплуатации, поэтому состав смеси для каждого участка рассчитывался индивидуально.

При устройстве продольного сопряжения смежных полос покрытия владимирские специалисты применили специальную битумно-полимерную стыковочную ленту, которая плавится при укладке горячего асфальтобетона и заполняет пустоты технологического стыка. Это улучшает адгезию сопрягаемых полос покрытия, создает дополнительную гидроизоляцию шва, предотвращает его разрушение в процессе эксплуатации дороги.

Метод объемного проектирования асфальтобетонных покрытий активно используется и в Курской области. При составлении рецептуры смеси специалисты учитывали качество исходных материалов, в том числе физико-механические характеристики щебня, песка, минерального порошка. Выбор битумного вяжущего зависел от природно-климатических особенностей региона. Подобранный состав тестировали на асфальтобетонном заводе, при необходимости специалисты вносили коррективы. Всего в Курской области около двух десятков таких АБЗ, и на каждом производилась фактическая адаптация состава.

Систему объемного проектирования асфальтобетонных покрытий специалисты использовали при ремонте Дороги жизни. Сегодня эта трасса соединяет Всеволожский район Ленинградской области и Санкт-Петербург. На девяти километрах ремонтируемого участка дороги заменили два слоя асфальтобетонного покрытия. Для придания ему особой прочности и долговечности дорожники использовали асфальт с усиленным щебеночным каркасом.

Значительную часть объектов нацпроекта БКД приводят в нормативное состояние с использованием технологии холодного ресайклинга. Ее суть заключается в том, что верхний слой покрытия фрезеруют, в полученную массу вводят добавки, после чего материал укладывают в основание дороги и уплотняют.

Полиэфирную георешетку уложили в асфальтобетонное покрытие при ремонте участка дороги Безопасное — Подлесное в Ставропольском крае. Георешетка выполнена из полимерного сырья в виде рулона с сетчатой структурой. Благодаря чему новоое дорожное полотно выдерживать перепады температур и повышенную динамическую нагрузку за счет ее равномерного распределения. Получается, что георешетка играет роль армирующей прослойки между слоями асфальтобетона. Благодаря применению новых технологий возрастает прочность и жесткость нового дорожного полотна, увеличивается межремонтный срок эксплуатации автодорог даже с высокой интенсивностью движения.

Расширяется линейка инновационных битумопроизводных материалов. Все большее распространение получают современные технологии стабилизации грунтов и укрепления слоев дорожных одежд. Дорожники стремятся использовать более качественные исходные материалы.

Смеси с переработанным (вторичным) асфальтобетоном способствуют сохранению природных ресурсов, сокращению количества строительного мусора и улучшению экологической обстановки в целом. Кроме того, грамотно подобранная рецептура смеси помогает повысить сопротивляемость покрытия образованию колеи и трещин. С теми же целями проектируют смеси с различными добавками-модификаторами. Они могут применяться в качестве альтернативы повсеместному использованию полимерно-битумных вяжущих. технологию устройства тонкослойного защитного покрытия из горячей битумоминеральной смеси с использованием латексной эмульсии применили в 2021 году при устройстве слоев износа на участках федеральной автодороги М-5 «Урал» в Челябинской области. Основные преимущества этой технологии — гидроизоляция, улучшение микроровности покрытия, повышение коэффициента сцепления колес с поверхностью дороги.

В Кабардино-Балкарии получила развитие еще одна современная технология: при ремонте десятикилометрового участка автодороги Нальчик — Майский, соединяющей пять населенных пунктов, специалисты использовали асфальтобетон с добавлением инновационного композитного материала из Реестра новых и наилучших технологий ФАУ «РОСДОРНИИ». Этот модификатор создан на основе активного резинового порошка и предназначен для улучшения качества и увеличения долговечности дорожных покрытий. Также на отдельных объектах республики было уложено покрытие из щебеночно-мастичного асфальтобетона. 

Используя уже опробованные наработки, дорожники вместе с учеными также ведут разработку новых строительных материалов и тестируют их. В Кемеровской области планируют построить участок дороги с использованием золошлаковых отходов. По предварительным данным, созданные из золы с добавлением пластификаторов и других компонентов стройматериалы обладают высокой прочностью, к тому же их применение может удешевить стоимость дорожного полотна, отмечают ученые. 

В Санкт-Петербурге специалисты дорожного хозяйства протестировали новую японскую технологию по устранению дорожных дефектов. Работы провели на подъеме Большеохтинского моста, где произведена тестовая укладка японского материала «Аквапатч». В одном случае заплатку устроили на специально подготовленной поверхности, в другом — инновационный материал уложили в яму с водой. Таким образом, специалисты проверили, как ведет себя дорожное покрытие при разных условиях укладки. Для проведения эксперимента выбрали участок с интенсивным движением транспорта, непростым температурным режимом и сильной вибрацией. Технология предусматривает, что по обновленным участкам буквально через полчаса можно запускать движение. Для Северной столицы, где дорожно-ремонтные работы часто приходится вести в неблагоприятных погодных условиях, эта методика ремонта дорог, уже более десяти лет используемая в Японии, — весьма перспективна. Ожидается, что применение «Аквапатча» в Петербурге обеспечит оперативное устранение дорожных ям в непогоду.

Применение современных технологий способствует повышению прочности и долговечности не только асфальтобетонных покрытий автодорог, но и искусственных сооружений. Это подтверждает положительная динамика изменений технического состояния мостов. Если в 2017 году на дорогах страны удовлетворительное, хорошее или отличное состояние было примерно у 4,7 тыс. подобных объектов, то в 2020 году — у более чем 5,7 тыс. Значительно уменьшилось количество аварийных и предаварийных мостов, а также объектов в неудовлетворительном состоянии. Усилить железобетонные конструкции моста и обеспечить качественный ремонт можно при помощи композитных материалов на основе углеводородного волокна. Их преимуществом является повышение срока службы и прочности сооружения практически без увеличения веса конструкции.

Ключевое направление применения инноваций касается инфраструктуры организации дорожного движения. Повысить безопасность на дорогах можно, к примеру, за счет строительства надземных пешеходных переходов из композитных материалов. Внести свой вклад в обеспечение безопасности также могут и интеллектуальные системы видеонаблюдения. «Умные» видеокамеры не только способны распознавать номерные знаки нарушителей или клиентов парковки, но и вести автоматический учет машино— и пассажиропотока, выявлять посторонние предметы в запрещенных зонах.

Современные технологии, материалы и инженерные решения находят все более широкое применение при строительстве, реконструкции и ремонте автодорог в разных регионах страны. Это повышает их прочностные характеристики, положительно влияет на пропускную способность и безопасность движения. Но, справедливости ради, надо сказать, что использование дорожных инноваций еще не стало повсеместным. Механизмы внедрения новых технологий в дорожной отрасли в 2021 году проанализировала Счетная палата РФ. По словам аудитора СП Валерия Богомолова, проводимые в дорожной отрасли научные исследования носят разобщенный характер. Среда, благоприятная для создания, совершенствования и последующего применения технологий и материалов, не сформирована. Среди проблем, которые препятствуют этому, — отсутствие госоргана, отвечающего за создание благоприятных условий для инновационного развития в дорожном хозяйстве; отсутствие утвержденного порядка разработки и внедрения новых технологий и материалов для дорожной отрасли, а также мониторинга результатов применения новшеств с последующей оценкой их эффективности.

Росавтодор уже давно занимается мероприятиями, связанными с применением вторичных материалов в дорожном строительстве. Например, при капитальных ремонтах для повышения надежности дорожных одежд и самого покрытия мы широко используем технологии сохранения старого асфальтобетона. Сейчас прорабатывается большой объем нормативно-технической документации, регламентирующей использование старого асфальтобетона в нижних слоях дорожных одежд. Спектр технологий, позволяющих применять вторичные материалы в дорожных работах, очень велик. Этот меморандум — большой шаг к нормированию нашей совместной деятельности, направленной на ресурсосбережение.

В статье используются материалы из источника:

https://transportrussia.ru/razdely/avtomobilnye-dorogi/8410-kachestvo-novogo-urovnya.html