Правительство утвердило дорожную карту для поддержки господрядчиков.
Документ предусматривает премии за досрочную сдачу объекта, компенсацию роста цен на стройматериалы и другие меры.
Вице-премьер Марат Хуснуллин в пятницу, 28 января, утвердил «дорожную карту» по изменению правового регулирования для поддержки отрасли транспортного строительства. У РБК есть копия документа, подлинность подтвердил представитель Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК), которая принимала участие в его разработке.
В нынешней ситуации, когда на некоторые самые ходовые стройматериалы и конструкции цены взлетели до 40%, это очень позитивное решение, говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Вот как он оценивает планы по стимулированию подрядчиков работать быстрее при помощи премий:
— Это забавный вопрос. Даже в советские времена у подрядной организации был реальный стимул сдать мост на полгода раньше. В нынешней ситуации, с учетом особенностей взаимодействия Бюджетного кодекса, регламента федеральных закупок и так далее, я, закончив работу раньше, могу нарваться на неприятности. Кейсы такого сорта есть, и то, что эти кейсы должны работать на подрядчика, а не против него, — это очень хорошо.
— Зарплата рабочих в сметах приблизится к реальной рыночной.
— Мы в смету закладываем нормативы по зарплате из некоторых вполне легальных документов. Для лучших дорожных машин, что сейчас есть в Европе, например немецких, шведских, японских, оператор дорожной машины — это высококвалифицированный работник, еще с инженерным дипломом, а я ему должен платить 40 тысяч рублей, потому что так заложено в каком-то документе по сметному расчету. А на рынке его работа стоит 140 тысяч рублей. Если удастся исправить эту абсурдную ситуацию, это слава богу.
Дорожная карта, так называемый ответ правительства на жалобы со стороны дорожных специалистов. В июне 2021-го руководители сразу 19 крупных подрядных компаний, включая «СГМ-Мост» Аркадия Ротенберга и «Стройтрансгаз», пожаловались президенту Владимиру Путину на кризисное положении в отрасли транспортного строительства. В их обращении указывалось, что подрядчики фиксируют убытки и наращивают долги, что создает «неприемлемые риски» как для национальной экономики, так и для социальной сферы и безопасности страны. В НАИК (в нее входят в том числе авторы письма Путину) указывают, что принятие «дорожной карты» направлено на решение этих проблем отрасли.
В соответствии с новой «дорожной карте», в феврале будет принято постановление правительства по отсрочке введения этой меры на один квартал. Расширенное сопровождение подразумевает, что в казначействе под каждый проект открывается отдельный лицевой счет. Деньги с этого счета можно получить только после предоставления расходных деклараций по каждому платежу и других документов. Таким образом, на административные и управленческие расходы подрядчик должен будет тратить собственные деньги или брать кредиты.
В НАИК и РСПП ранее просили об отсрочке, ссылаясь на то, что подрядчикам нужно подготовиться к новым правилам. В объединениях также предполагали, что новые правила увеличат закредитованность подрядчиков и усложнят получение банковских гарантий по госконтрактам. Объем долга строителей превысил сумму их чистых активов в четыре раза, говорилось в письме подрядчиков Путину. Только за 2019 год объем долгосрочных займов 170 крупнейших компаний вырос с 4,1–4,3 трлн до 5 трлн руб. За время отсрочки планируется проработать возможность выплаты аванса напрямую на расчетный счет подрядчика, минуя казначейство. Сделать это предлагается, если подрядчик предоставит банковскую гарантию.
Компенсировать рост цен на материалы, который произошел в 2021 году, предлагается не только по действующим контрактам (это уже возможно), но и по уже исполненным контрактам. Определить механизм компенсации по исполненным контрактам и представить его правительству нужно во втором квартале 2022 года, следует из «дорожной карты». Кроме того, уже в феврале будет сформирован и представлен в правительство механизм компенсации удорожания работ по ремонту и содержанию дорог, сейчас стоимость контрактов по этим видам работ пересмотреть нельзя.
Предлагается давать подрядчику премии за досрочное завершение работ. Плюс к этому будут разработаны правила предоставления субсидий на компенсацию процентов по кредитам, если подрядчик взял заем, чтобы досрочно ввести объект в эксплуатацию.
В документ вошли положения о том, чтобы учитывать в расчете контрактов реальную рыночную зарплату строителей. В НАИК уже отмечали, что по государственным сметам размер оплаты труда рабочего первого разряда, занятого на строительстве, реконструкции и капремонте дорог, составляет менее 38,5 тыс. руб. в месяц, реальная же зарплата строителя такой же квалификации — 55 тыс. руб. в месяц.
В третьем квартале 2022 года, согласно плану, планируется утвердить типовые условия строительных госконтрактов, в которых будет четко прописана ответственность как подрядчиков, так и заказчиков. Например, предлагается перечислить обстоятельства, в которых подрядчик без штрафа сможет в одностороннем порядке расторгнуть госконтракт. Дать такое право предлагается, например, в случае, если заказчик вовремя не передал подрядчику документацию или не обеспечил доступ на стройплощадку.
Согласно «дорожной карте», предлагается провести эксперимент по применению механизма «Открытая книга» (Open book) для строительных контрактов. Этот принцип формирования цены обычно используется для контрактов, в которых на начальном этапе трудно определить все затраты, но на госстройках он раньше не применялся. В этом случае конечная стоимость работ не зафиксирована до конца стройки, также могут меняться технологические решения, виды и объемы работ.
«Дорожная карта» представляет собой комплексный план по антикризисному реагированию и стабилизации ситуации в отрасли.
Реализация плана нацелена «на приведение отраслевого регулирования в ту форму, которая позволит выполнить масштабные планы государства по строительству новой инфраструктуры». План правительства «Агрессивное развитие инфраструктуры» (это часть стратегии развития страны, которую разрабатывало правительство) предполагает, что до 2030 года в отрасль будет вложено 22 трлн руб. В эту сумму входит не только строительство дорог, но и жилья, портов и развитие агломераций. На крупные автомобильные магистрали планируется потратить почти 3,6 трлн руб.
Меры, предложенные в «дорожной карте», «надо пробовать», говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Он считает, что концепция «Открытой книги» актуальна из-за продолжения роста цен на стройматериалы. «Существенная проблема в том, что с момента прохождения экспертизы до начала строительства проходит минимум год, а обычно — больше, окончание строительства — через четыре-пять лет. За это время очень сильно растут цены на материалы. Только за последний год цены на арматуру и металл выросли на 200%, на пиломатериалы — на 200–300%», — говорил в интервью РБК владелец Crocus Group Араз Агаларов в ноябре 2021 года.
В статье используются материалы из следующих источников:
https://www.bfm.ru/news/492033
https://www.rbc.ru/business/02/02/2022/61f81c209a794720615c44d4