Строительные госконтракты могут подорожать на 300 млрд рублей в ближайшие три года из-за роста цен на стройматериалы. Почти половина этой суммы придется на компенсацию подрядчикам строительства скоростной дороги Москва — Казань.
Стоимость госконтрактов на строительство, ремонт и реконструкцию в 2022–2024 годах может вырасти на 301,5 млрд рублей. Это следует из проекта распределения бюджетных ассигнований и межбюджетных трансфертов из резервного фонда правительства.
Минстрой направило в Минфин предложения по увеличению стоимости госконтрактов из-за роста стоимости стройматериалов на основании запросов федеральных органов власти. Этот вариант документа в ведомстве назвали неактуальным, но не уточнили сумму, на которую могут вырасти контракты. Источник, близкий к правительству, говорит, что предложения Минстроя были на 2–3 млрд рублей выше, чем в заявлено изначально по проекту.
Общая сумма контрактов в документе не указывается. Но более 45% подорожания госконтрактов придется на строительство скоростной автомобильной дороги М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань. За три года предлагается увеличить ее стоимость на 137,5 млрд рублей — по 45,8 млрд рублей в год.
Дорогу планируется завершить в 2024 году, сейчас ее стоимость составляет 623 млрд рублей, но конце 2021 года вице-премьер Марат Хуснуллин говорил, что стоимость трассы может вырасти на 200 млрд руб. из-за подорожания материалов и роста зарплат рабочих. Среди подрядчиков строительства М-12 «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко и «Трансстроймеханизация» Аркадия Ротенберга, а также компании ВАД, «Автобан» и дочерняя компания китайской CRCC.
Кроме того, на реконструкцию и строительство различных участков М-4 «Дон» от Москвы до Новороссийска предусмотрен рост стоимости контрактов в целом на 18 млрд руб., на строительство и реконструкцию дороги М-5 «Урал» — 16 млрд рублей. На контракт по строительству, содержанию и ремонту московской Центральной кольцевой автомобильной дороги предусмотрено увеличение расходов на 4 млрд рублей. Президент Crocus Group Араз Агаларов в интервью РБК осенью 2021 года оценивал подорожание этого контакта в 3,5 млрд рублей.
Среди других контрактов, стоимость которых предлагается повысить в ближайшие три года из-за роста цен на стройматериалы, — строительство Научно-образовательного комплекса ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова», на которое могут дополнительно выделить 2,7 млрд рублей, реставрация Средних торговых рядов на Красной площади, которая подорожает на 1,2 млрд рублей, и другие проекты.
Из-за роста цен правительство разрешило пересматривать условия госконтрактов, заключенных до 1 октября 2021 года, стоимость контрактов можно поднимать в пределах 30%. Сначала этот механизм затрагивал только длительные контракты, а с 2020 года распространился и на контракты длительностью менее одного года. В прошлом году в Минстрое оценивали объем, необходимый для компенсации роста цен на стройматериалы в 100 млрд рублей.
Госконтракт на реконструкцию и строительство участков М-4 «Дон» от Москвы до Новороссийска подорожает на 18 миллиардов рублей, на М-5 «Урал» — на 16 миллиардов рублей. Увеличение расходов предусмотрено и на содержание и ремонт московской Центральной кольцевой автомобильной дороги — на 4 миллиарда рублей.
С 11 января в Подмосковье начала работать новая платная дорога. После завершения реконструкции за проезд по участку трассы М-1 «Беларусь» от Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) до Кубинки (45-66-й километр) станут взимать плату. В госкомпании «Автодор» необходимость платы объяснили возможностью безостановочного движения.
В статье используются материалы из следующих источников:
https://www.rbc.ru/business/19/01/2022/61e6edb69a7947b88b7918dd
https://lenta.ru/news/2022/01/19/dorogi/