Федеральная дорога Р-255 — она же трасса М-53 — обеспечивает автомобильное сообщение между сибирскими городами и населенными пунктами, является частью азиатского маршрута AH6 (Asian Highway). Маршрут трассы пролегает от Новосибирска до Иркутска через Кемерово и Красноярск. Общая длина дороги составляет 1860 км. Автодорога Р-255 «Сибирь» по сути продолжает трассу Р-254 «Иртыш», которая также принадлежит к азиатскому маршруту.

В прошлом году на участке, проходящем через Кемеровскую область, были завершены работы по строительству обхода Мариинска (с 436-го по 465-й км). Новый участок разгрузил улицы города от транзитного транспорта. С этой целью рабочее движение по новой дороге запустили еще в 2020 году, параллельно специалисты заканчивали инженерное обустройство трассы. Протяженность обхода составляет 19,2 км. Дорога относится ко II технической категории и имеет две развязки с путепроводами, мост через реку Кия длиной 285 метров и две площадки отдыха для водителей. Кроме того, участок оборудован табло переменной информации, метеостанцией с видеокамерой и датчиком учета интенсивности движения.

На участке трассы с 481-го по 486-й км завершили работы по реконструкции и строительству. В ходе реализации проекта здесь возвели путепровод над Транссибирской железнодорожной магистралью - он заменил существующий ранее переезд. Теперь водители экономят около 30 минут в пути. Кроме того, в ходе строительства удалось ликвидировать опасный поворот и сделать удобные подъезды к населенным пунктам Суслово и Знаменка. Все работы заняли два года. Работы выполняли и на искусственных сооружениях. Так, после ремонта ввели в эксплуатацию мост через реку Лебяжья на 41-м км трассы Р-255 «Сибирь» на подъезде к Томску и переправу через реку Стрелино на 213-м км.

В этом году ФКУ «Сибуправтодор» продолжит строительство и реконструкцию на участке дороги со 149-го по 158-й км на границе Кузбасса и Новосибирской области в месте примыкания подъезда к Томску. На сегодняшний день в рамках работ на 150-м км построили и частично открыли для движения двухуровневую развязку, на 153-м км продолжают возводить путепровод над ж/д путями. Кроме того, для движения в рабочем режиме открыты 6,5 км обновленного участка. Полный ввод объекта в эксплуатацию намечен на сентябрь 2022 года.

Строительство, капремонт и работы по повышению безопасности в Красноярском крае.

В прошлом году на участках трассы был комплекс работ по повышению безопасности организации дорожного движения уложили новое покрытие, укрепили обочины и кюветы, привели в порядок пересечения и съезды, а также устроили прикромочные лотки для сброса воды с проезжей части. Не забыли и о безопасности: установили новые знаки, сигнальные столбики и барьерное ограждение, нанесли разметку из термопластика. В рамках обеспечения безопасности движения и ликвидации аварийно-опасных участков на трассе «Сибирь» в 2021 году выполнили ряд мероприятий. Установили осевое барьерное ограждение для разделения встречных потоков на четырехполосном отрезке с 671-го по 682-й км и боковое барьерное ограждение с ликвидацией несанкционированного примыкания на обходе Красноярска с 11,6-го по 12,6-й км. Также установили импульсивные световозвращающие элементы с солнечными батареями на двух аварийно-опасных участках (898-й км и 919-й км) и импульсивные знаки «Направление поворота» с питанием от солнечных панелей на опасных поворотах с 897-го по 898-й км. Освещение появилось на пешеходных переходах, локальных пересечениях и примыканиях на аварийно-опасных отрезках на 724-м, 770-м, 908-м и 1081-м км, а также на подходах к мосту через реку Енисей на обходе Красноярска с 29-го по 30-й км и в границах населенных пунктов Каштан (с 560-го по 561-й км), Березовка (с 842-го по 846-й км), Новопятницкое (с 940-го по 942-й км) и Сулемка (с 1100-го по 1101-й км). Кроме того, дорожники устроили пять комплексов фотовидеофиксации на 654-м, 657-м, 802-м и 807-м км, еще два муляжа камер фиксации поставили на 1111-м км. На 17 аварийно-опасных и потенциально-опасных участках установили 185 знаков с флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.

На границах Иркутской области в прошлом году также выполнялись работы. По информации пресс-службы ФКУ Упрдор «Прибайкалье», раньше контрактных сроков на один месяц завершили капитальный ремонт вблизи поселка Мингатуй на участке с 1547-го по 1555-й км, где в сутки проезжает около 10 тыс. машин. Здесь усилили дорожную одежду и обустроили новую, а также заменили слабый грунт земляного полотна. Кроме того, специалисты установили водосбросы и укрепили кюветы, откосы и обочины, привели в нормативное состояние примыкания. В целях повышения уровня безопасности установили барьерные ограждения и знаки. «Главной задачей проекта капитального ремонта стало улучшение транспортно-эксплуатационных показателей этого участка дороги, сокращение пребывания в пути автомобилистов и грузов, а также ликвидация очагов аварийности», - добавили в пресс-службе ФКУ Упрдор «Прибайкалье».

На этот год запланирован ввод в эксплуатацию обхода села Тулюшка: строительство идет на участке трассы с 1524-го по 1537-й км. На данный момент на объекте в полном объеме завершили переустройство и вынос из полосы отвода линий электропередач и кабельных линий связи. Выполнено устройство земляного полотна на протяжении 12,9 км из 14,6 км предусмотренных проектом, а также смонтированы сооружения опор путепровода через Восточно-Сибирскую железную дорогу. Сдача нового участка намечена на октябрь. 

Вопрос о развитии и модернизации федеральной трассы Р-255 Сибирь был поднят министром транспорта РФ Игорем Левитиным еще в 2010 году, по итогам поездки тогда еще премьер-министра Владимира Путина по дорогам Сибирского региона. В 2011 году было завершено строительство Северного объезда Новосибирска — автодороги, которая соединила трассы М-51 и М-53. На выезде из города дорога имеет 4 полосы, что обеспечивает удобство и безопасность движения. К 2024 году планируется построить четвертый мост через Обь с выходами на трассы «Сибирь» и «Байкал». Вместе с мостом возводятся транспортные развязки и сопутствующая инфраструктура. Новая переправа будет платной.

Обслуживанием автомобильной дороги Новосибирск — Иркутск Р-255 на участке от границы с Красноярским краем до Иркутска занимается УПРДОР «Прибайкалье». Приоритетные направления развития на этом отрезке дороги:

  • строительство обходов в следующих населенных пунктах: г. Усолье-Сибирское, г. Тулун, с. Тулюшка, с. Шерагул, д. Трактовое;
  • демонтаж двух железнодорожных переездов в Тулунском и Куйтунском районах;
  • монтаж линий электроосвещения вдоль проезжей части в районе города Тулун.

В рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги» (2019–2030) в 2021 году планируется выполнить дорожные работы на 681 объекте — об этом сообщает Сибирский окружной информационный центр. Почти 450 км автодорог отремонтировано к сентябрю 2021 года, общий процент готовности объектов составляет 65% от плана. Лучше всего дела по ремонту дорог идут в Кемеровской области и Красноярском крае, здесь поставленные задачи выполнены на 80%.

Развитие автодорог в Сибири — одно из приоритетных направлений деятельности Министерства транспорта Российской федерации. До конца 2024 года Росавтодор введет в эксплуатацию 12 новых автодорожных обходов для объезда крупных городов на федеральных маршрутах. В рамках модернизации трассы Р-255 это строительство нового четырехполосного участка в обход Усолья-Сибирского. Это позволит повысить пропускную способность автодороги в этом районе с 15 до 30 тысяч машин ежесуточно. Актуальные подробности о ремонтных и строительных работах на трассе Р-255 можно отслеживать на сайте Министерства транспорта РФ.