В Иркутской области 14 января торжественно ввели в эксплуатацию новый мост через реку Куда, который соединяет одноименную деревню и село Хомутово. После открытия министр транспорта и дорожного хозяйства региона Максим Лобанов даже прокомментировал данное событие, поскольку новый мост содержит в себе «инновационные элементы».

Всё дело в том, что на нём установили системы очистки сточных вод с проезжей части из стеклопластика. Да, вода теперь не просто стекает с дороги и дальше утекает с моста по канавке из бетона возле соединения дороги с тротуаром, а потом уходит в землю. Вода на новом мосту собирается в резервуарах, проходит сквозь фильтры с абсорбентами и только потом спускается в землю. Сами очистные сделаны не из металла, который от воды, как известно, ржавеет, а из стеклопластика – вот в чём основная инновация, так восхитившая министра Лобанова.

«Очистные из стеклопластика теперь будут устанавливать на всех дорожных объектах региона», - заявил довольный министр. Это далеко не первое громкое заявление министра Лобанова по вопросам дорожного хозяйства. Причина столь частой активности за последнее время непонятна: то ли надеется на рост инвестиций в дорожную отрасль Прибайкалья из федерального бюджета, то ли просто до микрофона и министерского кресла наконец добрался и решил высказаться по всем вопросам, даже если спрашивать не будут. Так, Максим Александрович уже навёл порядок в вопросах передачи посылок родственникам через водителей междугородних автобусов. А среди последних объявлений министра Лобанова — обещание «заасфальтировать весь Ольхон» (ага, будто кто-то ему даст), анонсирование научной работы по организации общественного транспорта и вот теперь — стеклопластиковые очистные на каждом мосту. В принципе, сами по себе очистные сооружения, призванные убирать из воды, стекающей с проезжей части моста в реку, опасные примеси и реагенты от зимней обработки — вещь, безусловно, хорошая. Стеклопластик лучше металла по той причине, что не ржавеет и дольше держится, соответственно — более экологичен. Возможно, он более долговечен, но тут нужно проводить проверки на антивандальность. 

Обещание министра Лобанова оснастить каждый мост такими вот сооружениями — это уже не так красиво, как сами очистные. Однако это — очень большие деньги. Особенно если посчитать, сколько у нас уже действующих мостов, сколько строится и сколько запланировано к постройке. А если ввести стеклопластик вместо металла в качестве обязательного элемента каждого моста — тут просто дух захватывает от открывающихся перспектив, как строительных, подрядных, так и финансовых и конкурсных.

Сейчас готовятся материалы и правила, потирают руки производители подобных сооружений. И если часть выделенных средств утечёт вместе с грязной водой с проезжей части — этого никто и не заметит.

Следует отметить, что стеклопластик используется в качестве конструкционного материала для производства пешеходных мостов. Настилы мостов из стеклопластика обладают рядом преимуществ, обеспечивающих быстроту сборки и надежность в эксплуатации. Низкий вес: вес настила моста из стеклопластика составляет всего 10-20% от веса аналогичного железобетонного покрытия. Благодаря этому значительно снижается нагрузка на несущие конструкции, а, значит, мосту с настилом из стеклопластика требуется меньше ремонтов. Легкие конструкции из стеклопластика проще монтировать. Нет необходимости привлекать тяжелую строительную технику. В результате экономится не только время, но и средства. Коррозионная стойкость: мостам зачастую приходится функционировать в весьма агрессивных условиях. В результате комбинированного воздействия антиналедей и вибрационных нагрузок от транспорта процесс коррозии интенсифицируется. Поскольку изделия из стеклопластика не подвержены коррозии, подобные настилы являются оптимальной альтернативой традиционным материалам. Это особенно важно для холодных снежных регионов, а также приморских городов. Использование стеклопластика для создания мостовых настилов не дает сиюминутной выгоды. Это – вложения в будущее. 

Низкая стоимость жизненного цикла: стойкость стеклопластика к коррозии обуславливает невысокие затраты на техническое обслуживание и более длительный срок службы, что снижает итоговую стоимость жизненного цикла.

Стоимость изделий из стеклопластика на заказ довольно велика, однако она становится низкой в долгосрочной перспективе, когда традиционные конструкционные материалы теряют свои характеристики и выходят из строя, а стеклопластик продолжает успешно функционировать.

В статье используются материалы из следующих источников:

https://babr24.com/irk/?IDE=223666

https://composite-prof.ru/stati/stekloplasikovie_mosti/