В 2022 году в Ставропольском крае с применением новых технологий отремонтируют 22 километра региональных дорог. Работы организуют в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Дорожные специалисты сообщили, что во время ремонта будут применяться технология ресайклинга и стыковочная битумно-полимерная лента. Применение этих технологий позволит повысить прочность конструкции всей дорожной одежды и увеличить межремонтные сроки. 

Напомним, холодный ресайклинг - это снятие или срезание старого асфальтобетонного покрытия. Его последующее измельчение, добавление органического (битумная эмульсия), или минерального (портландцемент) вяжущего с последующим перемешиванием, распределением и уплотнением. Технология холодной переработки «на месте» (in-situ) заключается в том, что отработанный строительный материал не покидает строительную площадку, а обрабатывается прямо на месте и сразу же используется при укладке нового слоя. Это позволяет не только уменьшить количество ходок грузовых автомобилей к месту переработки, но и сократить продолжительность строительных работ. Холодный ресайклинг - наиболее привлекательная технология для восстановления дорожных одежд по критерию «стоимость/эффективность» благодаря ряду неоспоримых преимуществ.

Преимущества технологии холодного ресайклинга:

1. Экономичность и экологичность. Старое дорожное полотно используется как строительный ресурс для новой дороги. Объем привозных материалов минимален.

2. Структурная целостность дорожной одежды. Холодный ресайклинг позволяет получать связные слои большой толщины, которые отличаются гомогенностью материала. Благодаря этому не требуются жидкие вяжущие между тонкими слоями дорожной одежды, что иногда необходимо в дорожных одеждах традиционной конструкции.

3. Сохранение целостности грунта. При ресайклинге существенно сокращается вероятность повреждения низкокачественного грунта по сравнению с применением обычных дорожно-строительных машин для восстановления дорожной одежды. Обычно холодный ресайклинг выполняется за один проход ресайклером на пневмошинах, которые оказывают малое давление на грунт и мало деформируют его.

4. Минимальные сроки ремонта и быстрый ввод дороги в эксплуатацию. Возможность проводить работы в ночное время. Современные машины для ресайклинга отличаются высокой производительностью, что существенно сокращает время строительных работ по сравнению с традиционными методами восстановления дорожных покрытий. Данный метод позволяет производить работы в 3-5 раз быстрее по сравнению с традиционными методами стабилизации грунтов.

5. Уменьшение продолжительности строительных работ. Современные машины для ресайклинга отличаются высокой производительностью, что существенно сокращает время строительных работ по сравнению с традиционными методами восстановления дорожного полотна.

6. Соответствие стоимости и эффективности. Значительная экономия средств за счет вышеперечисленных качеств строительства, делают технологию холодного ресайклинга наиболее привлекательной по критерию «стоимость/эффективность».

Использование метода холодного ресайклинга позволяет свести к минимуму вероятность появления отраженных и усталостных трещин, исключить появление деформаций на асфальтобетонном покрытии из-за неровностей нижележащих слоев, восстановить поперечный и продольный профиль дорожной одежды в случае возникновения колейности и других видов пластической деформации, повысить несущую способность конструкции.

Стыковочные полимерно-битумные ленты являются современными конструктивными материалами. Их используются для обеспечения долгосрочной герметизации швов сопряжения асфальтобетонных покрытий на автомобильныхдорогах, мостовых сооружениях и аэродромах. Уникальность технологий устройства покрытий с использованием битумно-полимерных лент состоит в том, что герметизация происходит в процессе укладки и уплотнения горячей асфальтобетонной смеси. Эффект достигается в результате плавления материала ленты под воздействием высокой температуры смеси и формирования защитного слоя при уплотнении.
Это позволяет избежать разрушения покрытия в зоне стыка смежных полос асфальтобетона, а так же примыканий к бетонным и металлическим поверхностям. 

Ленты изготавливаются из полимер-битумного вяжущего совместимого со всеми марками горячих смесей и адаптированного к традиционно применяемым в РФ технологиям устройства асфальтобетонных покрытий. Уникальность технологий устройства покрытий с использованием стыковочных лент состоит в том, что герметизация происходит в процессе укладки и уплотнения горячей асфальтобетонной смеси. Эффект герметизации достигается в результате плавления материала ленты под воздействием высокой температуры смеси и формирования защитного слоя при уплотнении, в результате чего снижается водонасыщение асфальтобетона в зоне шва и предотвращается образование технологических трещин покрытия. 

С помощью выше упомянутых методик отремонтируют участки дорог:

  • Сенгилеевское-Новотроицкая;
  • Кочубеевское-Казьминское-Заветное;
  • два участка дороги Кочубеевское-Балахоновское-Армавир.

Стыковочная битумно-полимерная лента используется при выполнении «холодных» стыков, когда вновь укладываемый асфальт примыкает к ранее уложенному. За счет этого исключаются появления выбоин на новом дорожном полотне в местах соединения. С помощью такого метода ремонтируют второй участок дороги Кочубеевское-Казьминское-Заветное, рассказали в краевом миндоре.
 

В статье используются материалы из следующих источников:

https://cemdor.ru/recycling_dorog/recycling_dorogi.html

https://news.1777.ru/79755-na-stavropole-novye-tehnologii-primenyat-pri-remonte-22-kilometrov-regionalnyh-dorog

https://www.brit-r.ru/info/stati/lenty-stykovochnye-brit/

https://www.wirtgen-group.com/ru-ua/applications/road-construction/road-rehabilitation/cold-in-situ-recycling/