Внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС) — это сложная задача, которая требует хорошей технологической экспертизы, серьезного административного ресурса и, конечно же, инновационной смелости. Доступность, скорость, комфорт, мобильность — это требования, определяющие уровень экономического развития любого государства, которые сегодня применяются ко всем сферам жизнедеятельности человека. В транспортной сфере воплотить эти требования в жизнь можно благодаря использованию ИТС, а именно интеграции современных цифровых технологий в транспортную инфраструктуру.

В 2020 году межбюджетные трансферты из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в целях внедрения интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек, получили 27 городских агломераций из 22 субъектов Российской Федерации. Еще несколько субъектов Российской Федерации получили межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2021 году.

В десятку лидеров по развитию ИТС с учетом масштабов внедрения инструментальных подсистем и количества установленного периферийного оборудования, помимо городских агломераций Москвы и Санкт-Петербурга, вошли следующие регионы: Республика Татарстан, Свердловская область, Московская область, Тюменская область, Ростовская область, Краснодарский край, Республика Башкортостан и Пермский край.

Технические средства ИТС представлены в виде элементов обустройства автомобильных дорог или отдельных комплексов (автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств). Таким образом, ИТС в федеральных подзаконных правовых актах выступает в отрыве от своей интегрирующей функции, консолидации информационных и телематических технологий в целях обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.

Оптимальное определение приоритетного состава инструментальных подсистем ИТС, количества и мест размещения периферийного оборудования возможно только при наличии документов транспортного планирования. 

Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом, а для городских агломераций еще и комплексные схемы организации дорожного движения, определяющих на основании анализа существующего и прогнозируемого состояния дорожно-транспортного комплекса региона и математического моделирования его транспортной системы предложения по внедрению автоматизированных систем управления дорожным движением и выполнению других мероприятий, оказывающих существенное влияние на пропускную способность улично-дорожной сети региона и провозную способность маршрутной сети общественного транспорта.

В связи с тем, что техническая документация на создание ИТС разрабатывается в соответствии с ГОСТ 34.201-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем» и по закону не является проектной документацией объектов капитального строительства, то к ней не применимы нормативные требования к обязательной экспертизе проектной документации и проверке достоверности определения сметной стоимости даже при финансировании создания ИТС с привлечением средств федерального бюджета.

По результатам анализа уровня развития ИТС в регионах определено, что недостаточное внимание уделяется созданию подсистем информирования участников дорожного движения с помощью динамических информационных табло, знаков переменной информации или бортовых устройств транспортных средств и персональных коммуникационных устройств.

Слабо развиты или отсутствуют подсистемы дорожного видеонаблюдения и детектирования дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций. В большинстве регионов на низком уровне находится автоматизация диспетчерского управления общественным транспортом и служб содержания дорог.

Решением данной проблемы может быть создание центра компетенции в сфере ИТС на базе ФАУ «РОСДОРНИИ» с приданием ему функций проведения обязательной экспертизы технической документации и проверку достоверности определения сметной стоимости на создание и развитие ИТС.

При создании ИТС в регионах часто используется оборудование и программное обеспечение зарубежного производства. По данным анкетирования регионов, наибольший объем отечественного оборудования и программного обеспечения инструментальных подсистем ИТС представлен в комплексах автоматической фото- и видеофиксации административных правонарушений Правил дорожного движения (до 95,6%). В других инструментальных подсистемах ИТС ситуация иная: общий объем отечественного оборудования в подсистемах мониторинга параметров транспортного потока составляет 73%, в подсистемах весогабаритного контроля — 70%, а в подсистемах метеомониторинга не превышает 29%.

С учетом того, что ИТС как автоматизированная система управления, функционирующая в сфере транспорта, является объектом критической информационной инфраструктуры, к ней применяются требования по импортозамещению программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования и радиоэлектронной продукции, используемых на объектах критической информационной инфраструктуры, независимо от категории значимости. Выполнению этих требований необходимо уделять особое внимание не только на этапе проектирования и создания ИТС, но и при реализации мероприятий по модернизации уже существующих технических решений ИТС. Отсутствие унифицированного подхода к созданию ИТС регионов потенциально ведет к нарушению пространственной связности транспортно-логистических комплексов сопредельных регионов и, как следствие, снижению качества транспортных услуг и повышению стоимости транспортной работы. Преодоление данной проблемы ФАУ «РОСДОРНИИ» видит в развитии ИТС регионов как национальной сети ИТС, информационно объединенной федеральной платформой национальной сети ИТС.

Для изучения возможностей и векторов развития компании разработчики ПО и специализированного оборудования в данной области провели анализ рынка и технологий в сфере ИТС, изучили государственные стратегии развития отрасли и различные концепции внедрения интеллектуальных транспортных систем.

Одним из важнейших этапов разработки ИТС является создание прототипа системы. Реализуя прототипы компании-разработчики отталкиваются от долгосрочных и масштабных целях регионов страны и ориентировались на приоритетное использование отечественного ПО и массовое применение технологии ИИ. Разработки в сфере машинного зрения и видеоаналитики на основе нейросетей, которые уже сегодня мы можем предложить нашим заказчикам для реализации.

«Открытые люки» — с его помощью мы можем помочь контролировать состояние люков на дорожном полотне, выявлять открытые люки, которые попадают в поле зрение камеры, сравнивать местоположение с паспортом дороги и рассылать уведомление заказчику.

«Поиск и классификация дефектов на дороге» — позволяет автоматизировать процесс поиска дефектов дорожного полотна, осуществлять регулярный мониторинг дорожно-транспортного полотна на предмет ям, трещин и прочих дефектов, автоматизировать ручной труд по выявлению дефектов, направлять уведомления об обнаруженных дефектах в заинтересованные службы. Данное решение похоже на предыдущее, но имеется важное отличие: у люков может быть паспорт объекта, а дефекты не планируются и возникают хаотично — тем не менее их нужно обнаруживать, классифицировать и исправлять.

«Поиск нефункционирующих столбов освещения» — осуществляет мониторинг освещения на дороге, а также выявляет вышедшие из строя столбы освещения, сравнивает с паспортом дороги и рассылает уведомления заказчику для оперативного реагирования.

«Мониторинг дорожных знаков» — отслеживает состояние дорожных знаков или выявляет их отсутствие.  Сравнивать полученные данные с паспортом дороги и отправлять уведомления при обнаружении несоответствий. Преимущество этого решения в том, что на основе имеющихся данных оно способно найти недостающие знаки.

Так как на дорогах большое количество объектов, для реализации всех перечисленных кейсов мы используем сложную систему определения геопозиции дорожных объектов. Это решение способно точно позиционировать объект в пространстве и автоматически сопоставить с описанием объекта в паспорте дороги или с имеющейся базой данных. Информацию о событии мы можем вывести на интерактивную карту, а также моментально отправить заинтересованным службам по выбранному каналу связи — по электронной почте, через «Телеграм» или с помощью любой другой удобной платформы.

Потенциал у проектов по видеоаналитике?

Продукт по видеоаналитике дорожной инфраструктуры может помочь автоматизировать и цифровизировать ручной труд, повысить скорость обнаружения дефектов на дороге, открытых люков, отсутствующих дорожных знаков, негорящих фонарей. Это позволяет быть всегда «на шаг впереди» проблемы и не допустить возникновения ДТП и чрезвычайных происшествий на дорогах.

Для сбора данных и оценки дорожной ситуации не требуется специальное техническое оснащение. Можно использовать любой видеоматериал, записанный заказчиком на авторегистратор или камеру лаборатории на колесах либо снятый социально ответственными гражданами. Проект можно трансформировать под индивидуальные запросы клиентов. Решение поддается масштабированию и может работать в разных форматах, начиная с бюджетных смартфонов и заканчивая специализированным оборудованием и вычислительными мощностями в облаках. Кроме того, в планах развития продукта предусматривается создание единой интегрирующей платформы либо интеграция программных модулей в существующую платформу заказчика.

На сегодняшний день на практике давно функционируют - автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУДД и ЦУДД), комплексы фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения (ФВФ), аппаратно-программные пункты весового и габаритного контроля (АПВГК), системы управления парковочным пространством и многое другое.

Для оптимизации сферы городского пассажирского транспорта могут быть использованы интеллектуальные системы общественного транспорта, в том числе системы информирования участников дорожного движения, система «Цифровой двойник УДС», позволяющая разрабатывать высокоточную электронную копию улично-дорожной сети, а для визуализации транспортных потоков и поиска оптимальных вариантов организации дорожного движения мы можем предложить системы транспортного планирования и моделирования.

Создание региональных ИТС, включающих ИТС городских агломераций, предполагает разграничение балансовой принадлежности технических средств, создаваемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов, что ведет к разделению ответственности эксплуатирующих организаций регионального и муниципального уровней.

В статье используются материалы из следующих источников:

https://icl.ru/press-center/news/its-kak-icl-integriruet-tsifrovye-tekhnologii-v-transportnuyu-infrastrukturu/

https://itsjournal.ru/articles/digital-region/intellektualnye-transportnye-sistemy-problemy-i-nbsp-resheniya/