Беспилотники на дорогах, «умные» светофоры, интеллектуальное дорожное покрытие, машинное «общение» между автомобилями и дорожной инфраструктурой, автоматизированное распределение потоков по городским магистралям, чтобы минимизировать пробки. Все перечисленное и многое другое — часть интеллектуальных транспортных систем (ИТС), которые все активнее внедряют российские города. Ряд ключевых функций ИТС уже является важной составляющей крупных городов.
С каждым днём на дорогах растёт количество личных авто, автобусов, грузовиков и другого транспорта. Чтобы избежать пробок, сократить количество аварий и в целом увеличить комфорт водителей и пассажиров, создаются интеллектуальные транспортные системы (ИТС) — они собирают всю информацию, связанную с дорогами и дорожной инфраструктурой, помогают управлять трафиком.
ИТС представляют собой целый комплекс современных информационных, коммуникационных и телематических технологий, и главное — технологий управления. По сути, в городе создается современная цифровая инфраструктура для управления дорожным движением и повышается эффективность управления транспортным комплексом.
Один из простых примеров — датчики ГЛОНАСС, которые следят за перемещением и положением городского транспорта, в том числе автобусов, коммунальной техники. Также ИТС могут получить информацию о количестве пассажиров: если людей стало больше, то на линию выведут дополнительный транспорт.
Внедрение решений ИТС позволяет людям быстрее добираться в точки назначения, повысить безопасность и комфорт водителей и пассажиров, оптимизировать использование дорожной сети.
В обычной жизни непросто заметить, как некие датчики или цифровые системы помогают пользоваться дорогами. Но, например, благодаря ИТС специалисты могут понять, как людям быстрее добраться из точки А в точку Б на разном транспорте. Так появляются пересадочные маршруты — пассажиру достаточно купить один билет, чтобы использовать и автобус, и трамвай.
В нашей стране ИТС стали развиваться позже, чем в Европе или США. Дело в том, что на Западе пробки стали проблемой еще в 1970-е годы, поэтому и бороться с ними начали раньше. Например, личным авто ограничили въезд в центр городов, а вдоль крупных дорог появились камеры для контроля потока машин. При этом камеры, датчики и другие гаджеты появлялись по отдельности, и только потом их интегрировали в единую экосистему, из которой выросла ИТС.
В России количество машин начало расти с 1990-х годов, поэтому внедрение камер, датчиков и других систем запустили во второй половине 2000-х. Эта задержка помогает нам избежать ошибок, с которыми столкнулись в других странах — например, внедрять ИТС частями. Вместо этого мы уже сейчас строим ИТС в виде единой экосистемы.
В ближайших планах Минтранс планирует выстраивать ИТС «снизу вверх» — от муниципального уровня к региональному, а затем и к федеральному. На уровне городов и поселков будут внедряться подсистемы, которые позволят управлять дорожным движением, информировать людей о ситуации на дорогах, контролировать состояние дорог, а также принимать средства на платных участках.
Еще одно важное преимущество ИТС — она позволяет моделировать различные ситуации и прогнозировать результат. В итоге мы можем точно определить, как именно то или иное событие повлияет на дорожную ситуацию. Например, перекрывая улицу на ремонт полотна, мы можем рассчитать, как лучше организовать движение в объезд, чтобы минимизировать пробки, или как строительство новой развязки повлияет на трафик. Может оказаться, что почти никак: тогда нужно будет искать другие варианты, зато бюджетные деньги будут сэкономлены.
В Москве ИТС — на уровне городов-мировых лидеров в сфере развития транспортного комплекса. Новая методология ИТС столицы «Бережливый умный город» — это единый программно-аппаратный комплекс, который объединяет все слои городской жизни, в том числе транспорт. В результате получится система, которая будет включать то, что уже есть в городе, и добавит туда нужные звенья. И все это будет действительно нужно городу и его жителям.
На сегодняшний день в Вологде завершается первый этап по созданию интеллектуальной транспортной системы. В областном центре, уже существовало некоторое количество разрозненных подсистем. Однако им не хватало синхронности управления, а где-то требовалась модернизация. Нам нужно было собрать все системы в единый цельный механизм, работающий и управляемый в общей логике.
Эти работы ведутся в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» и рассчитаны до конца 2022 года. Система сможет отслеживать транспортные потоки и дорожную обстановку. Это позволит оперативно реагировать на дорожные ситуации, автоматически перенастраивать светофоры, перенаправляя потоки машин, и координировать работу общественного транспорта. Также эти данные станут основой для стратегии по ремонту и строительству дорог и дорожной инфраструктуры на будущее.
На первом этапе в 2021 году будет внедрено программное обеспечение; мы развернем необходимые инженерные коммуникации и создадим шесть модулей и подсистем ИТС: подсистему светофорного управления; подсистему видеонаблюдения, детектирования ДТП и ЧС и так далее. В систему мы также интегрируем переферийное оборудование: 29 светофорных объектов и 33 стационарных автоматических комплекса мониторинга транспорта.
Территориально в нашей стране по-прежнему тяжело внедрить ИТС повсеместно.
Технические сложности:
Из-за больших расстояний в России непросто проложить оптоволокно, чтобы покрыть качественной связью все улицы и дороги. Но, с другой стороны, у компаний не возникает проблем с оборудованием или софтом.
Кадровые проблемы:
В самом начале внедрения ИТС в России чувствовалась нехватка специалистов, особенно в регионах. Порой трудно было найти людей, которые могли поставить грамотное техзадание, разговаривать на одном языке с разработчиками подсистем или аналитиками.
Еще один пример — Российский дорожный научно-исследовательский институт и Федеральное дорожное агентство проводят семинары, на которых специалисты получают знания об ИТС. Для России актуальны и бюрократические проблемы. Зачастую ИТС создаются в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», а финансирование этих работ идет из бюджетов всех уровней. Команде внедрения для получения бюджетных средств необходимо работать со сложными документами. Это отнимает много времени — при этом сроки на выполнения проекта ограничены. Чтобы ориентироваться в городе и за его пределами, для таких авто нужно оцифровать и установить датчики на все элементы дороги: пешеходные переходы, светофоры, столбики километража, парковочные карманы. Только когда будет полностью внедрены ИТС, которые смогут передавать видеопотоки и геоданные, можно будет говорить о замене обычного транспорта на беспилотный.
Еще десять лет назад беспилотные авто казались чем-то далеким, а теперь уже серийно выпускают машины с почти полноценным автопилотом. Но важно учитывать, с какими темпами внедряются ИТС и цифровизируется дорожная инфраструктура — без этого беспилотный транспорт не поедет по дорогам общественного пользования, плюс нужны большие изменения в законодательстве. Думаю, что в России беспилотники станут обыденностью не раньше 2030-х годов.
В статье используются материалы из источника:
https://trends.rbc.ru/trends/innovation/cmrm/61ade61e9a794742054cb6d1