Первые скоростные автобаны у нас появились благодаря развитию платной инфраструктуры. За последний год их общая протяженность в России увеличилась минимум на 60 процентов и составила около 3,7 тысячи километров. Впрочем, это скромная цифра для огромной страны, считают эксперты.
По данным Росавтодора, длина автомобильных дорог, формирующих опорную сеть России, на 2021 год - около 138 тысяч километров. Из них 61 тысяча - дороги федерального значения. Протяженность же платных трасс и участков в составе "транспортного каркаса" - всего 2,7 процента. Скоростная автодорога М-12 "Москва - Нижний Новгород - Казань" добавит еще 810 километров. Но, для сравнения, во Франции 11 тысяч километров платных дорог.
Первые концессионные соглашения о строительстве платных дорог в РФ были заключены почти 15 лет назад. Сейчас на различных стадиях реализации находятся более 40 таких проектов. М-12 - самый масштабный инфраструктурный проект страны. Трасса свяжет несколько экономически развитых регионов России. В зоне маршрута проживают 40 процентов населения страны - это 62 миллиона человек. Дорога станет составной частью коридора между Европой и Китаем.
По закону платные дороги может создавать и субъект РФ. Так, в Санкт-Петербурге есть Западный скоростной диаметр - внутригородская платная автомагистраль. Общая протяженность ЗСД - 46,6 километра, при этом эстакадные участки составляют 52,7 процента всей магистрали, участки на земляном полотне - 41,4, в выемке - 5,9 процента.
"Практически все вылетные федеральные магистрали, и платные и бесплатные, идут из Москвы. Кроме М-11, есть платные участки на М-4, М-1 и М-3. Решение о строительстве М-11 принималось с учетом перспектив развития транспортных потоков и с учетом загруженности М-10. Оно согласовывалось и просчитывалось кабмином при участии минтранса, минфина и минэкономразвития", - сообщили в ГК "Автодор"
Платные участки дорог чаще всего появляются в местах с тяжелой дорожной ситуацией. А так как две столицы - крупнейшие точки генерации всесезонного трафика с высоким уровнем автомобилизации, то строительство новых магистралей в этих регионах страны - логичное решение. "Здесь сформирован большой запрос на новые транспортные объекты, и именно поэтому и Москва, и Петербург привлекательны для инвесторов в дорожно-транспортную инфраструктуру", - говорит Вадим Коваленко, гендиректор Центрального научно-исследовательского и проектного института (ЦНИИПИ) "Платная дорога".
Последние десять лет показали, что платные дороги в России востребованы автомобилистами и бизнесом. В этой сфере появляются новые инвесторы и финансирующие организации. При этом есть и инициативы об увеличении тарифов. Пока предельный максимальный уровень тарифов за проезд по платным автомобильным дорогам зафиксирован "на бумаге", постановлением правительства РФ.
Распоряжение о выделении средств на строительство скоростных автодорог подписано председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным. Согласно документу, большую часть средств - 81,69 млрд рублей - направят на реализацию проекта магистрали М-12 «Москва - Казань» для обеспечения технической готовности объекта в 30,1 %. Добавим, скоростная дорога протяженностью более 800 км пройдет через Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, республики Чувашия и Татарстан. Строительство трассы планируют завершить в 2024 году. Благодаря реализации проекта путь от Москвы до Казани займет всего 6,5 часов, сейчас на преодоление маршрута необходимо более 12 часов.
Для достижения результатов по строительству и реконструкции участков федеральной трассы М-4 «Дон» в Ростовской области и на Кубани в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» направят 20 млрд рублей. Согласно документу, финансирование позволит достичь технической готовности обхода Аксая на трассе М-4 «Дон» с 1024-го по 1091-й в 34,4 % - на это предусмотрено 14 млрд рублей, а участка Дальнего Западного обхода Краснодара в 27 % - на это предусмотрено 5,9 млрд рублей. Напомним, обход Аксая протяженностью 67 км планируют сдать в эксплуатацию в 2023 году, срок завершения строительства участка трассы на Кубани длиной 52 км приходится также на 2023 год.
«Их создание поможет разгрузить транспортные потоки, увеличить скорость движения по маршруту Москва - Краснодарский край, а значит, сократить время в пути к Черноморскому побережью России», - сообщает пресс-служба Кабмина.
Кроме того, 26,18 млрд рублей выделят для осуществления деятельности по доверительному управлению автодорогами Госкомпании «Автодор» в целях снижения долговой нагрузки.
Средства в размере 127,88 млрд рублей должны быть направлены из резервного фонда Министерству транспорта России до 15 декабря 2021 года.
Экономический эффект от вложений в строительство скоростных дорог эксперты оценили как один к трем. То есть каждый рубль, потраченный на строительство скоростных дорог, по разным оценкам, дает до трех рублей дополнительного ВВП.
Кроме того, транспортная загрузка платных дорог значительно ниже, чем дорог общего пользования. В результате существенно сокращается совокупное время в пути для грузового транспорта. Этому способствует бессветофорное движение и более высокая разрешённая максимальная скорость.
В статье используются материалы из следующих источников:
https://dorinfo.ru/star_detail.php?ELEMENT_ID=99867&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
https://rg.ru/2021/11/16/reg-cfo/v-rossii-vyrastet-chislo-platnyh-dorog.html
https://rg.ru/2021/11/18/set-skorostnyh-dorog-avtodora-prevysit-7-tysiach-km-k-2035-godu.html