Для выполнения качественных дорожно-строительных работ нужна качественная дорожная техника – современное оборудование, позволяющее выполнить укладку и ремонт дорожного полотна в соответствии с современными стандартами и нормативами. Так как далеко не многие строительные организации могут позволить себе приобретение дорогостоящих дорожных машин, растущей популярностью на рынке дорожных услуг пользуется аренда спецтехники в специализированных автопарках. Аренда строительных машин особенно актуальна при выполнении неспецифических операций и при работе с новыми технологиями.
Немаловажным условием повышения качества дорожного строительства является внедрение в транспортную отрасль современных материалов. Например, в последние годы строительство и ремонт дорог обратилось к использованию полимерных битумов со специальными модифицирующими добавками и геосинтетических материалов. Благодаря этим и другим инновациям, получившим широкое распространение в дорожном строительстве в Европе, становится возможным существенно улучшить ситуацию с дорогами страны и проводить благоустройство городских территорий более качественно и оперативно без увеличения себестоимости работ.
2020 год стал переломным моментом в зачистке устаревших СНиПов. Так, из 10 тыс. ГОСТов, СНиПов, СанПиНов и других обязательных требований 3 тыс. стали рекомендательными. Из оставшихся 7 тыс. около 90% требований упростили и переработали. В федеральном законе № 44-ФЗ «О госзакупках» теперь есть возможность заключать контракты «под ключ», когда в одном лоте разыгрывают и проектирование, и строительство, и поставку оборудования. В результате регионы расширили свои градостроительные полномочия и теперь могут быстрее и эффективнее развивать и застраивать собственные территории. По словам вице-премьера Правительства России Марата Хуснуллина, совершенный прорыв в законодательстве позволил на два года раньше начать строительство скоростной трассы М-12 «Москва — Казань», поскольку если бы дорожникам пришлось проектировать и строить по старым нормам, то к строительству приступили бы не ранее конца 2022 года.
Дорожникам упростили требования к переносу инженерных сетей: больше не требуется готовить так много документации по планировке территории, не нужно получать дополнительное разрешение на строительство. Если же без переноса коммуникаций дорожники не могут начать строительные работы, то срок получения техусловий на перенос и переподключение сокращается до 20 дней. Упрощение переноса коммуникаций сыграло свою роль в том, что «Автобан» запустил движение на ЦКАД-4 почти на год ранее запланированного контрактом срока.
«Транспортный закон» заметно сократил избыточные процедуры, усложняющие и удорожающие строительство автомобильных и железных дорог, портов, аэродромов, транспортно-пересадочных узлов и прочих объектов инфраструктуры. Теперь строители могут утверждать проект планировки территории (ППТ) до внесения изменений в документы территориального планирования, могут отправлять проектную документацию на экспертизу до утверждения планировки территории, получать разрешение на строительство до оформления прав на землю, а выполнять подготовительные работы — до получения разрешения на строительство. В общей сложности нормы принятого закона могут сократить срок строительства объектов на 18 месяцев.
Самым амбициозным отраслевым проектом в России на ближайшие три-четыре года станет скоростная магистраль М-12 «Москва — Казань». В прошлом году мы заключили контракты на строительство четвертого и шестого этапов этой трассы. Еще один масштабный проект — обход Тольятти: эта трасса наконец-то разгрузит проезд через Жигулевскую ГЭС, который исчерпал свою пропускную способность много лет назад.
И трасса М-12, и обход Тольятти — российская часть международного коридора «Европа — Западный Китай», по сути возрождение Великого шелкового пути. Он изменит карту мировых грузопотоков и станет реальным конкурентом торговым маршрутам через Суэцкий канал, которые наглядно показали свою уязвимость минувшей весной. Одновременно этот коридор обеспечит удобную альтернативу перегруженному железнодорожному пути.
Как профинансировать дорожные стройки:
Первый и самый главный вопрос, который встает при планировании новой дорожной инфраструктуры, — где взять денег. Долгими десятилетиями средства на дороги выделялись по остаточному принципу. В результате мы имеем такой огромный дефицит финансирования, что в одиночку ни государство, ни регионы, ни бизнес, ни строители эти затраты не потянут. Успешно реализовать такой огромный объем инвестиций можно только сообща.
Поэтому необходимо использовать все имеющиеся инструменты финансирования, особое внимание уделяя привлечению внебюджетных инвестиций. Развивать государственно-частное партнерство, поддерживать и помогать заключать концессии — не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях.
Концессионные контракты — самые длительные из существующих. Они заключаются на 20-30 лет — на весь жизненный цикл объекта. Такой контракт не заканчивается с завершением стройки: подрядчик отвечает за результат и на стадии эксплуатации.
Это принципиально отличается от строительства дорог по обычному господряду, когда компания просто сооружает объект, получает причитающуюся сумму и выходит из проекта. При таком подходе подрядчику достаточно, чтобы дорога не развалилась в период гарантийного ремонта, то есть в ближайшие пять-семь лет.
Повышение кадровой квалификации:
Грамотное и качественное асфальтирование автомобильных дорог и мощение тротуаров должно выполняться специалистами с соответствующей квалификацией и стажем работы: компетентные проектировщики и опытные инженеры, профессионально подготовленные рабочие и внимательные контролеры. Использование новых материалов и технологий должно сопровождаться обучением рабочих и проведением тестовых испытаний каждой инновации в конкретных эксплуатационных условиях – при соблюдении всех необходимых условий качественного контроля значительное улучшение ситуации в дорожно-строительной отрасли России станет реальностью в ближайшие несколько лет.
В статье используются материалы из следующих источников:
https://trends.rbc.ru/trends/innovation/cmrm/60c8a60c9a794716a3bdc549
https://build.rin.ru/tekhnika/pjerspjektivy-dorozhnogo-stroitjelstva-i-blagoustrojstva-v-rossii.html