В рамках прошедшего форума «Интеллектуальные транспортные системы России: цифровая эра транспорта» его участники обсудили наиболее важные отраслевые вопросы, стоящие перед государством в отношении цифровой трансформации транспортного комплекса и цифровой экономики. Это технологии беспилотного транспорта и инфраструктуры, цифровые логистические коридоры, единые стандарты, безопасность дорожного движения и другие.
Участие в мероприятии приняли свыше 350 делегатов из более чем 35 регионов России. Это представители порядка 80 компаний рынка ИТС и цифровых технологий на транспорте, руководители региональных ведомств и министерств.
Большинство выступлений были посвящены дальнейшему развитию отечественной транспортной отрасли при условии использования ИТС в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Реализация процесса началась в 2020 году. Была разработана методика отбора проектов, которую нормативным актом утвердил Минтранс России. Методика эта предполагала подготовку локальных проектов субъектами — участниками национального проекта для предоставления и распределения в 2020-2024 годах межбюджетных трансфертов на внедрение ИТС.
Уровень начальной зрелости предполагает наличие, прежде всего, программно-технического обеспечения центра управления дорожным движением внутри городской агломерации. Аналогичный подход и к центру управления общественным транспортом. С точки зрения обычных жителей, не автолюбителей, именно общественный транспорт определяет удобство использования территории агломерации. Соответственно, суть работы центра управления общественным транспортом — предоставление информации пассажирам о маршрутах, местоположении транспортных средств.
Еще один важный компонент, который является определяющим в организации дорожного движения, — светофорные объекты. После обсуждения с представителями регионов в силу различных объективных обстоятельств было решено, что на начальном уровне к системе должно быть подключено не менее 20% имеющихся в наличии светофоров. Далее для обеспечения их работы и функционирования центров управления дорожным движением необходим сбор информации о параметрах дорожного движения. Поэтому для начального уровня был определен соответствующий показатель, необходимый агломерации с точки зрения оснащенности улично-дорожной сети транспортными детекторами.
Базовый уровень подразумевает в рамках адаптивного светофорного регулирования подключение к системе не менее 40% всех светофоров, в плане развития системы видеонаблюдения — сеть детекторов для сбора данных о параметрах транспортных потоков на не менее 50% магистральных улиц районного значения. Кроме того, базовый уровень предусматривает наличие подсистемы диспетчерского управления службами содержания дорог, интеграционную платформу, которая интегрирует не менее четырех подсистем.
Для зрелого и продвинутого уровней конкретное количество подсистем и набор показателей не определялись, но переход на эти уровни без реализации начального и базового невозможен. Между тем в состав зрелого и продвинутого уровней входят, в частности, управление парковочным пространством, полностью адаптированное светофорное регулирование, детектирование чрезвычайных ситуаций, мониторинг состояния дороги и дорожной инфраструктуры и т. д.
Мероприятия по внедрению ИТС реализуются в 25 субъектах Российской Федерации, однако далеко не во всех регионах работа ведется на должном уровне. К примеру, власти Воронежской области начали поиск подрядчика для проведения исследований по созданию и внедрению интеллектуальной транспортной системы в Воронежской городской агломерации. Торги объявили в среду, 17 ноября. За документ власти готовы заплатить разработчикам до 50 млн рублей.
Поскольку речь идёт об агломерации, то интеллектуальная транспортная система охватит не только Воронеж, но и пригородные районы, в том числе Рамонский, Семилукский, Хохольский, Каширский, Новоусманский и Верхнехавский.
Интеллектуальная транспортная система должна оптимизировать транспортные потоки, повышать пропускную способность дорог и сокращать количество ДТП, повысить качество пассажирских перевозок, снизить воздействие транспорта на экологию, усилить контроль за состоянием дорог, обеспечить приоритет на дорогах общественному и спецтранспорту и контроль за его перемещением. Кроме того, в рамках этой системы планируется дальнейшее развитие практики безналичной оплаты проезда. Пока она существует только в Воронеже.
Подрядчик должен определить, какое оборудование и программное обеспечение для этого необходимо и как они должны взаимодействовать с существующими в городе системами. В систему включат уже существующие умные остановки, детекторы движения, камеры видеонаблюдения и метеодатчики.
Работы оплатит федеральный бюджет в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги», а документ должен быть готов к 30 апреля 2022 года.
Эксперты считают, что основой системы пассажирских перевозок в Воронеже должен стать магистральный транспорт – например, метробусы, трамвайные линии заново проложить в Воронеже удастся вряд ли. До конца года этот документ должен представить институт «РосдорНИИ».
Минтранс Самарской области подвел итоги торгов на разработку Интеллектуальной транспортной системы Самарской области. Победителем признан Ростелеком, который сделает это за 954 млн руб. при начальной цене контракта в 979 млн. Процедура закупки сопровождалась жалобами со стороны компаний, входящих в группу Ростех, хотя в самих торгах они впоследствии не участвовали.
Интеллектуальная транспортная система Самарской области включает в себя размещение на дорогах региона оборудования для сбора показателей дорожного движения и создание Центра управления, в котором эти данные будут обрабатываться и использоваться для регулирования трафика. Первая часть контракта должна быть исполнена уже до 30 ноября 2021 года, притом что определить поставщика минтранс собирался лишь в начале ноября. Эта и другие особенности закупки стали поводом для жалоб, в частности, со стороны компаний «Швабе-Москва» и «Национальные технологии». По оценке участников, у них осталось бы 4 дня на полное обследование транспортной системы Самарской области, разработку проекта и согласование с ГИБДД и другими ведомствами. В ответ минтранс заявил, что «при наличии у поставщика необходимых компетенций считает этот срок разумным»
В числе регионов, которые заметно продвинулись в отношении развития ИТС, — Белгородская область. Как отметил первый заместитель губернатора, начальник департамента цифрового развития региона Евгений Мирошников, хоть опыт Москвы колоссален, но по сравнению с Белгородской областью имеет абсолютно другую проблематику. Взять хотя бы количество перекрестков в агломерации, которые начальник департамента знает наизусть, — их всего 150. Соответственно, и масштабность решений в агломерации заметно меньше. Изначально было принято решение не закупать большое количество сложных информационных систем. Незаполненные данными, они, по сути, малополезны. Поэтому сначала в регионе были созданы цифровые подсистемы, которые позволяют собирать и анализировать большое количество информации.
Ключевыми потребителями комплексной цифровой платформы являются органы государственной и муниципальной власти, жители и гости агломерации и перевозчики. Для их эффективного взаимодействия необходима комплексная цифровая платформа. Она должна состоять из единого оператора, который предусматривает оперативное управление, планирование и контроль текущей работы городской отрасли, и центра управления дорожным движением, обеспечивающего баланс личного и общественного транспорта и приоритетный проезд общественного транспорта.
В статье используются материалы из следующих источников:
https://transportrussia.ru/razdely/it-tekhnologii/8034-aglomeratsii-zhdut-innovatsij.html
https://drugoigorod.ru/rostelecom-its-rostech/
https://vestivrn.ru/news/2021/11/18/vlasti-nachali-podgotovku-k-sozdaniyu-v-voronezhe-intellektualnoi-transportnoi-sistemy/