В России федеральные трассы с каждым годом приобретают новое и новое значение. Автодороги рассматривают как инфраструктурную услугу, где кроме комфортной поездки, пользователь должен получить стабильный уровень сигнала связи, хороший сервис на АЗС и весь комплекс услуг на многофункциональной зоне.

Формирование опорной сети автодорог для создания связанности территорий, надёжность и комфортность передвижения граждан - является приоритетной социальной ориентированностью транспортной инфраструктуры. Опорная сеть включает взаимодействие федеральной сети (как платной, так и бесплатной) и региональной. К так называемой опорно сети относятся дороги, ведущие к медицинским, общеобразовательным, культурным учреждениям и туристических локациям. 

Помимо введения механизма Единой опорной транспортной сети разработаны критерии отнесения объектов инфраструктуры к такой сети на всех видах транспорта для создания мультимодальной сети. 

«Для обоснования направлений развития инфраструктуры мы начали разработку транспортно-экономического баланса, наметили “дорожную карту” развития этого механизма. Эту масштабную работу мы планируем вести совместно с Минэкономразвития России и заинтересованными организациями», – уточнил Министр транспорта.

«Это первая отраслевая стратегия, которую будут делать в увязке с целевыми показателями долгосрочного прогноза развития до 2030 года и со стратегиями энергоперехода и низкоуглеродного развития. Стратегия будет учитывать параметры единого плана, что важно для комплексного подхода к развитию экономики», – прокомментировал глава Минэкономразвития Максим Решетников. 

Одним из основных акцентов новой стратегии является ускоренная цифровизация и прорывные технологические решения. В ходе разработки особое внимание было уделено концепции устойчивого развития, включающей инициативы в области экологии, безопасности и развития человеческого капитала.

Как подчеркнул Виталий Савельев, реализация стратегия позволит обеспечить новый уровень качества транспортных услуг для пассажиров.

Речь идёт о росте мобильности населения между регионами, поддержании основных фондов транспортного комплекса в нормативном состоянии, достижении нулевого углеродного следа от эксплуатации общественного транспорта в крупных и крупнейших агломерациях. Для грузовладельцев будут созданы условия для эффективных бесшовных перевозок с высоким уровнем качества, скорости и сниженной себестоимостью.

К 2035 году прогнозируется четырёхкратный рост скорости перемещения несырьевых грузов – до 1000 км в сутки. В первую очередь это должно произойти за счёт использования контейнерных поездов, электронных документов и беспилотников. Доля перевозочных документов в электронном виде достигнет 100%. Более чем на 50% увеличится провозная способность железнодорожных участков в экспортном направлении, на четверть снизится себестоимость транспортировки грузов для крупных грузоотправителей, занимающихся водными перевозками по Единой глубоководной системе. 

«Государство получит колоссальный вклад в экономику, рост безопасности транспортной системы и производительности труда», – заявил глава Минтранса.

Виталий Савельев подробно рассказал о разделах проекта стратегии, уделив отдельное внимание мировым трендам, влияющим на развитие российского транспортного комплекса, прогнозным экономическим условиям, развитию транспорта в агломерациях, цифровизации и безопасности на транспорте, кадровому сопровождению стратегии.

В настоящее время основная доработка стратегии касается актуализации сценарных условий социально-экономического развития, оценки инвестиций, климатической повестки, прогноза внешней торговли. 

По итогам обсуждений правительственной комиссией в целом одобрен представленный проект Транспортной стратегии на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. 

Участники высказали ряд замечаний и предложений, с учётом которых документ будет оперативно доработан и представлен к обсуждению на заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации.

Воплощение в жизнь стратегии развития скоростных дорог повлечет изменение привычного понимания дороги. Она даст возможность горожанам быстрого доступа из мегаполисов в рекреационные зоны, к туристическим объектам, а жителям пригорода к рабочим местам в крупных центрах. Это откроет и дополнительные возможности для бизнеса (туризм, производство продуктов питания и т.д.), повысит спрос на товары и услуги.

Сегодня в России свыше 5 тысяч километров  скоростных автомобильных дорог. К 2035 году их может быть уже более 7000 км. Сеть скоростных автобанов протянется от Балтийского моря до Черного моря.

Такие ориентиры заложены в проекте Стратегии. Теперь Научно-технический совет компании должен дать свою оценку этому документу.

В статье используются материалы из следующих источников:

https://www.russianhighways.ru/press/news/55881/

http://government.ru/news/43429/