Разработано и апробировано решение на основе искусственного интеллекта, которое автоматически обнаруживает и оцифровывает дефекты на шумозащитных экранах, а также контролирует состояние дорожной инфраструктуры.
В рамках пилотного проекта ГК «Автодор» и исследователи «Центра компетенций НТИ по большим данным МГУ имени М.В. Ломоносова» при участии ООО «ОЗМК» создали искусственный интеллект для контроля состояния дорожной инфраструктуры и обнаружения дефектов на шумозащитных экранах. Данная разработка поможет контролировать состояние объектов дорожной инфраструктуры для их своевременного обновления и контроля гарантийных обязательств.
Работа начата по результатам оценки различных конструкций экранов, представленных на полигоне, созданном Государственной компанией в мае текущего года на 1-м этапе будущей трассы М-12 Москва – Нижний Новгород - Казань.
Искусственный интеллект способен выявить коррозию, вмятину, граффити, загрязнения и прочие повреждения шумозащитных экранов. Разработка также может вести учет количества экранов и анализировать их цвет.
Повреждения проверяются на соответствие гарантийным требованиям СТО АВТОДОР 2.9, межгосударственным стандартам. Выявляемые повреждения являются типичными для экранов, применяемых на автомобильных дорогах для любой технической категории.
Алгоритм работы решения предполагает, что к любому автомобилю крепится устройство, которое содержит камеру, GPS-модуль, микрокомпьютер и датчик освещенности. Последний позволяет адаптировать алгоритмы под погодные условия, благодаря чему становится возможным фиксировать дефекты одинаково точно и при солнечной, и при пасмурной погоде. При проезде автомобиля вдоль шумозащитных экранов устройство непрерывно записывает видео, геоданные и уровень освещенности. Полученные данные анализируются искусственной нейросетью, которая детектирует дефекты на шумозащитных экранах. На основе геоданных в веб-интерфейсе выстраивается карта, где точкой отмечается каждая обнаруженная проблема и прикрепляется соответствующий фотоснимок и площадь повреждения.
Данное решение позволит контролировать состояние шумозащитных экранов из различных материалов, нарушение гарантийных характеристик, а также эффективно планировать и проводить их обновление. При этом существует возможность адаптировать технологию к различным конструкциям и материалам экрана, учитывать специфику повреждений.
Кроме шумозащитных экранов, разработанное решение способно вести учет и оценивать состояние и других объектов дорожной инфраструктуры. Среди них — дорожные знаки, светофоры, фонари, солнечные панели, разметка пешеходных переходов, прочая дорожная разметка (в том числе временная) и т. д. Благодаря решению также становится возможным автоматическое обнаружение и определение трещин и других повреждений дорожного полотна.
В дальнейшие планы исследователей входят расширение функционала и дополнительное обучение модели, в том числе на основе данных, собираемых в процессе дорожного мониторинга.
В статье используются материалы с сайта-разработчика:
https://russianhighways.ru/press/news/79802/