В промышленности также все чаще прибегают к цифровому моделированию. Инфраструктурное строительство остается на последнем месте по степени осознанности в применении BIM-технологий.

Цифровая модель не теряет актуальности на протяжении всего жизненного цикла умной дороги. BIM-технологии позволяют оптимизировать временные и финансовые затраты на строительство и обслуживание инфраструктуры, снижают риск ошибок и связанных с ними потерь при реализации проекта, повышают качество строительства, делают все процессы прозрачными. Информация постоянно обновляется благодаря датчикам, камерам и другим составляющим умной дороги, что и позволяет следить за ситуацией на трассе и осуществлять интеллектуальное управление. При использовании цифрового моделирования работы ведутся в единой информационной среде с преемственностью всех этапов.

Повсеместный переход к BIM-технологиям — одна из главных задач, которая стоит перед многими отраслями экономики, в том числе и перед дорожно-строительной. Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.03.2021 № 331, если договор о строительстве или реконструкции объекта с привлечением бюджетных средств будет подписан после 1 января 2022 года, то такой объект должен проектироваться и строиться при помощи информационных моделей.

Преимущества цифровых технологий на этапе предпроектных работ и проектирования очевидны. Информационная система позволяет оптимизировать все строительные процессы, сокращать сроки и стоимость строительства. С помощью технологий информационного моделирования мы проектируем самые сложные объекты транспортной инфраструктуры. BIM постоянно совершенствуется, обретает дополнительные возможности, и мы остаемся в тренде этих изменений, воплощая в жизнь новые инфраструктурные проекты с помощью цифровых технологий

Ещё одним преимуществом BIM технологий как для государства, так и для подрядных организаций — это владение полной, достоверной, а главное, объективной информацией об объектах дорожной инфраструктуры на всем протяжении их жизненного цикла.

Масштабирование технических возможностей позволило объединить людей, ведение нескольких процессов и варианты совершенствования объектов, что помогает создавать более надежную и экологичную инфраструктуру.

Эффективнее и быстрее реализовать проект получится благодаря задействованию современных технологий в строительстве — программе BIM-моделирования для проработки инфраструктурных объектов, включающих приемы для проектирования транспортных развязок, дорожных покрытий, железной дороги, аэропортов и портов.

Правильное понимание будущей постройки или элемента инфраструктуры означает изучение и тщательный анализ данных по обустройству прилегающей территории. Задействование BIM-моделирования позволяет свести воедино информацию по рельефу местности, автомобильным и железнодорожным путям, существующим объектам застройки и водоемам в черте интересующего нас участка. Полученная трехмерная модель становится отличной основой для создания концептуальной площадки объекта инфраструктуры со всеми вариантами подъезда.

Инструменты BIM помогут спроектировать в 3D­ дороги любой категории с необходимыми параметрами геометрии как по проекту, так и в цифровом формате, с учетом виражей и примыканий. Всю документацию с BIM-проектированием дорог получится структурировать и представить точную модель заинтересованным лицам в формате более понятном и привлекательном, чем наверняка этот метод выигрывает перед классическим чертежом.

При проектировании автомобильных дорог учитываются все существующие нормы проектирования, которые обеспечивают удобство и безопасность для автомобилей, пассажиров и пешеходов. 

После расчетной части производится оформление рабочего проекта, в который входит техническая и сметная документация, рабочие чертежи и информационные данные о расположении бордюров, пешеходных зон, дорожной разметке и  расстановке знаков.

Применение BIM-технологий снизит риск ошибок, ведь позволит выявить неточности при разработке проекта инженерных систем и коммуникаций и, собственно, при проектировании дорог, а не на этапе уже самой стройки или введения в эксплуатацию.

В статье используются статьи из следующих источников:

https://www.bimtechnology.pro/bim-proektirovanie-avtomobilnyh-dorog/

https://arxproektstroy.ru/blog/bim-tehnologii-v-stroitelstve-dorog

https://itsjournal.ru/news/bim-tekhnologii-innovatsionnyy-podkhod-k-stroitelstvu-dorog/

https://www.popmech.ru/technologies/757383-cifrovye-dorogi-kto-i-zachem-delaet-trassy-umnymi/