В настоящее время наноиндустрия России насчитываются десятки инновационных технологий, созданных специально для повышения безопасности и уровня комфорта на дорогах.

Свечение в темноте

Светонакопительная маркировка уже доступна на дорогах ,к примеру, Нидерландах. Она производится с использованием краски, содержащей светящийся порошок: тот «заряжается» в течение дня, а в тёмное время начинает отдавать накопленный свет.

Полосы зелёного свечения растягиваются по всей длине пути и светятся до 8 часов каждую ночь, помогая центрировать автомобиль на дороге. В идеале их дополняют предупреждающие дорожные знаки из термочувствительной краски. Безопасность повышается, а само вождение напоминает компьютерную игру. Трудности возникают лишь из-за непостоянства погоды, а вместе с ней – и свечения краски.

Одно из простых, но эффективных решений — использование солнечной энергии для получения светящейся разметки дороги. Для этого на дорожное полотно наносится разметка люминесцентными красками, которые поглощают днем световую энергию, чтобы ночью ее отдавать и подсвечивать дорогу.

Светодиодная разметка

Разметка может быть сделана с использованием светодиодов. Для этого в дорожное покрытие монтируют элементы, питающиеся от солнечной батареи. Светодиодная разметка сделана, например, на участках трасс в Тульской, Курской, Орловской, Воронежской областях.

Интерактивный свет

Помимо подсветки линии движения, есть также идея использовать датчики. Интерактивный свет работает по простому принципу: когда автомобиль приближается к определённому участку дороги, датчики движения освещают только этот участок. Свет будет становиться всё ярче по мере приближения и медленно тускнеть за спиной водителя.

Интерактивный свет идеально подходит для автомагистралей с постоянно малым количеством проезжающих. Эксперты называют это игрой в рулетку в плане безопасности всех участников дорожного движения ради экономии электроэнергии и денег, но нельзя спорить, что интерактивные огни помогают убить двух зайцев одним выстрелом, обеспечивая и энергосбережение, и ночную видимость по мере необходимости.

Скоростная бесшовная укладка асфальтобетонных покрытий

При строительстве используется скоростная бесшовная укладка асфальтобетонных покрытий с применением широкозахватных асфальтоукладчиков (до 12 м), оснащенных современными эффективными ультразвуковыми и лазерными системами обеспечения ровности. Для устранения фракционной и температурной сегрегации асфальтобетонных смесей используются перегружатели. Для уплотнения применяются современные катки, оборудованные системами GPS-навигации, автоматического контроля температуры и плотности. Данный комплекс способен укладывать до трех километров автомагистрали.

Магнитные метки

В дорожную разметку могут включаться магнитные элементы. Это поможет автомобилям, в том числе беспилотникам, четко определять края полосы, например, если разметку занесло снегом или в условиях плохой видимости. Для этого машины должны «научиться» взаимодействовать с умной разметкой.

Солнечные батареи. В качестве дорожного покрытия могут использоваться солнечные батареи, которые надежно защищены от внешнего воздействия. Энергия, которую они производят, может применяться для нужд инфраструктуры, освещения улиц, подогрева дорожного полотна зимой, подсветки, вывода на табло различной информации. Несмотря на то что реализация проекта довольно дорогая, плюс в том, что солнечные панели долговечнее асфальта.


Управление температурным режимом

Смысл системы в том, что под асфальтобетоном располагаются водопроводные трубки. Покрытие нагревается под воздействием солнца, и вода накапливает энергию. Такая система будет нагревать дорогу зимой и охлаждать летом.
Дренирующий асфальтобетон. Сегодня во всем мире, в том числе и в России, используются различные асфальтобетонные смеси, которые обеспечивают максимальное сцепление колес и не теряют своих свойств на протяжении всего периода эксплуатации дороги или моста. Например, покрытие из дренирующего асфальтобетона эффективно отводит воду с дороги во время осадков. Благодаря этому повышается безопасность движения, видимость, снижается шум и отсутствует водяной туман.

Приоритетная электрическая полоса

Ещё одна интересная идея – пользователи электромобилей (EV) смогут заряжать свои транспортные средства на ходу. Чтобы сделать это, надо просто двигаться по определённой полосе.

Так называемая «полоса индукции» будет иметь встроенные магнитные поля, способные заряжать автомобиль, пока он находится в пути. Это особенно полезно в странах, где на дорогах много электромобилей. Их владельцам больше не потребуется искать зарядные станции, а автомобили всегда будут заряженными.

Несомненная польза в ближних и особенно в дальних поездках – не придётся беспокоиться о том, как далеко вы сможете заехать, чтобы иметь возможность вернуться домой. И властям хорошо – отпадает необходимость строить и поддерживать серию зарядных точек на каждом маршруте.

Потребность в устойчивой транспортной инфраструктуре и решении экологических проблем побудила исследователей искать нетрадиционные методы строительства, сохранения и обустройства дорог.

Трассы перестают быть унылой средой для перемещения из одного места в другое и постепенно превращаются в многозадачные центры. Скоро мы сможем использовать их для зарядки электромобилей и даже получения альтернативной энергии для питания наших домов. Это будет несложно благодаря их ровным поверхностям с большой площадью, расположенным под открытым небом.

В статье используются материалы из следующих источников:

https://www.rusnano.com/news/20190628-rg-innovatsii-pomogut-reshit-problemu-rossiyskikh-dorog/

http://www.avtoban.ru/projects/innovations/

https://fastmb.ru/autonews/autonews_mir/5098-innovacionnye-avtomobilnye-dorogi-chto-nas-ozhidaet-v-buduschem.html

https://www.popmech.ru/vehicles/715033-globalnaya-transportnaya-set-kak-segodnya-stroyatsya-dorogi-i-mosty/