С каждым годом Правительство Российской Федерации уделяет больше и больше внимания развитию транспортной инфраструктуры.
 

Самый свежий пример это задачи по сокращению сроков сооружения скоростной автомобильной дороги М12 Москва - Казань с 5 до 3-х лет.
 

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием по итогам 2020 года и относительно 2010 года выросла в 1,6 раз (с 664,6 тыс. км до 1096,4 тыс. км, по данным Росстата). Правда, наряду с этим дорог высшей категории совсем мало для нашей страны, порядка 6 тыс. км. 

В США, например, протяженность таких дорог порядка 100 тыс. км, в Китае - 150 тыс.
По объемам инвестиций в транспорт Россия отстает от среднемировых значений почти в 1,5 раза, а от развивающихся стран - в 2-3 раза. Порядка 70% средств идет на то, чтобы привести инфраструктуру в соответствие с требованиями безопасности, а новых прорывных проектов очень мало.
Несмотря на кризис, для дорожного строительства прошлый год оказался крайне удачным - в России было построено на 14% больше инфраструктуры, чем в 2019 году.
 

Для решения вопроса нехватки финансов, например, был опробован "механизм временно свободных средств", в соответствии с которым было выделено 100 млрд рублей - временно свободные средства взяли в счет будущих лимитов и передали в регионы.
Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил правила предоставления дешевых кредитов организациям, занимающимся ремонтом и строительством дорог. С этой мерой поддержки, рассчитывают в правительстве, они смогут выполнять заказы опережающими темпами. При распределении средств приоритет будут отдавать проектам в рамках Комплексного плана модернизации магистральной инфраструктуры, поручений президента и правительства, а также нацпроекта "Безопасные и качественные автодороги".


На сегодняшний день дорожное строительство является одним из лидеров строительной отрасли - как по объему финансирования, так и по численности привлеченных организаций, специалистов и техники. Поэтому очень важно сгладить риски срыва или радикального переноса сроков реализации проектов (в том числе из-за нехватки рабочей силы, увеличения стоимости материалов), которые могут не позволить достичь поставленных целей, негативно повлияв на строительную индустрию и промышленность в целом.
 

Льготное кредитование позволит подрядчикам обеспечить исполнение обязательств между собой и поставщиками, облегчит взаиморасчеты подрядных организаций со всеми уровнями субподрядчиков по государственным контрактам и выплату заработной платы сотрудникам данных организаций. В результате, как предполагается, темпы строительства дорожной инфраструктуры будут ускорены.
К примеру, в этом году Правительство России выделит Ленинградской области инфраструктурный кредит в размере 8,7 млрд рублей на строительство дорог. Об этом сообщает пресс-служба региональной администрации.
Кредит предоставляется под 3% годовых. Средства поступят в регион в течение двух лет. «Кредит рассчитан на 15 лет с возможностью досрочного погашения», — добавили в администрации области.
Власти намерены направить деньги на строительство транспортно-пересадочного узла «Кудрово» (4 млрд рублей), продолжение реконструкции Колтушинского шоссе (2,5 млрд рублей) и строительство обхода Мурино в створе Пискаревского проспекта (2,2 млрд рублей). 
Ряд дорожно-строительных предприятий Петербурга оказались под угрозой банкротства. Если власти срочно не пойду на встречу отрасли и не пересмотрят схему отплаты по контрактам, многие компании будут вынуждены уйти с рынка, заявили в Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса (АСДОР).а 5 лет в России 54% предприятий ушли с рынка. В основном, это был малый и средний бизнес, но сейчас, по его словам, волна докатилась до крупных компаний, 12 лет назад в городе было 10 мостостроительных компаний, на данный момент осталась всего одна. В АСДОР ссылаются на статистику: по итогам 2020 года в России работала 301 дорожно-строительная компания с выручкой свыше 1 млрд руб., из них 25 закончили финансовый год с убытками. Мостовых компаний с выручкой свыше 1 млрд руб. насчитывается 25, из них 5 компаний — с отрицательной прибылью. 

По данным Росстата, фактическая рентабельность за 2017-2019 г. мостостроительных компаний составила минус 1,02%. Рентабельность дорожно-строительных компаний находится на нулевом уровне.Чтобы не допустить коллапса в отрасли, Ассоциация строителей и поставщиков дорожного комплекса предлагает индексировать стоимость материалов и работ с учетом фактической инфляции и увеличить стоимость заключенных контрактов на 15%. Кроме того, они настаивают на том, что необходимо увеличить размер сметной прибыли в контрактах на строительство и реконструкцию дорожных объектов до 10% от прямых затрат и 18,3% от накладных расходов. Это даст компаниям возможность компенсировать свои затраты при росте цен на стройматериалы, и оплачивать необходимые, но не учтенные сметой, дополнительные работы.
Также среди предложений — исключить проценты по кредитам из состава затрат, учитываемых при разработке норм сметной прибыли; разработать нормативно-правовые акты и раскрыть механизм компенсации вышеуказанных затрат для подрядчиков. Еще одна идея — выплачивать премии «за своевременное завершение строительных работ» в размере 2% от их стоимости. Такая практика с 2019 года уже применяется в Москве, отмечают в АСДОР. 

Ранее крупнейшие дорожно-строительные компании обратились к президенту Владимиру Путину. Кризис в отрасли создает «неприемлемые риски», в том числе для безопасности страны, утверждают строители инфраструктурных проектов. Владимир Путин поручил премьеру Михаилу Мишустину «рассмотреть» это письмо и «доложить». Однако затем авторы обращения получили лишь «отписки» от профильных министерств, возмущается Павел Горячкин. «Дорожники дошли до точки кипения, нужно срочно принимать меры, если этого не будет сделано правительством, то для многих наших предприятий это грозит банкротством. Есть компании, которые через месяц-два готовятся уходить в банкротство», — уверяет Агафонов. При этом участников рынка, которые испытывают наибольшие трудности и находятся в предбанкротном состоянии, он не назвал. «Если ситуация будет так продолжаться, придется создавать казенное госучреждение и национализировать существующие дорожные предприятия. Мы к этому уже подошли», — резюмирует АСДОР.

В статье используются материалы из следующих источников:

https://rg.ru/2021/08/24/lgotnoe-kreditovanie-effektivnyj-stimul-dlia-uskoreniia-stroitelstva-dorog.html

https://www.rbc.ru/spb_sz/11/08/2021/6113d9d59a79478a48f557c1

https://iz.ru/1232347/2021-10-07/lenoblast-poluchit-kredit-v-87-mlrd-rublei-na-stroitelstvo-dorog

https://rg.ru/2021/08/14/utverzhdeny-pravila-predostavleniia-lgotnyh-kreditov-na-stroitelstvo-dorog.html

https://tass.ru/ekonomika/12127947