Проектные решения для возведения мостовых конструкций должны обеспечивать надежность и долговечность конструкций, их архитектурную выразительность, снижение уровня воздействий сооружения на окружающую городскую среду, экономное использование городской территории, минимум работ по переустройству коммуникаций, удобство и экономичность эксплуатации и возможность ремонта, высокие темпы монтажа при минимальном ограничении движения транспортных средств и пешеходов в период строительства.

Расчетный срок службы проектируемых мостовых сооружений должен составлять не менее 70 – 100 лет, при условии строгого выполнения требований по их эксплуатации.

При проектировании новых и реконструкции существующих мостовых сооружений к реализации следует принимать проектные решения, отобранные в результате сравнения вариантов по соответствию архитектурным требованиям и по технико-экономическим показателям, в которые, как правило, следует включать стоимость, расход материалов, сроки строительства и эксплуатационные затраты с учетом прогнозируемого срока службы отдельных частей сооружения.

К мостовым сооружениям предъявляются эксплуатационные, экономические, экологические, архитектурные и расчетно-конструктивные требования. Эксплуатационные требования являются основными и сводятся к тому, чтобы сооружение в течение заданного срока эксплуатации имело заданную грузоподъемность, обеспечивало безопасность и комфортность пропуска по нему пешеходов и транспорта без снижения скорости.

Для этого сооружение должно: 

1) иметь достаточную жесткость, чтобы деформации и перемещения при движении нагрузки были допустимыми; 

2) иметь необходимую ширину проезжей части и тротуаров в зависимости от его назначения с учетом перспективы; 

3) иметь требуемый для безопасности движения поперечный и продольный профиль; 

4) быть долговечным; 

5) обеспечивать безопасный пропуск паводков и ледохода, удовлетворять требованиям судоходства; 

6) обеспечивать возможность осмотра, ремонта и реконструкции.

Экономические требования определяют, чтобы полная стоимость строительства, содержания, ремонта и возможной реконструкции была минимальной. Полная стоимость снижается при использовании конструкций индивидуального изготовления, механизированном возведении при высоком темпе и хорошем качестве работ. Экологические требования определяются охраной окружающей среды. Должен соблюдаться принцип наименьшего вмешательства в природу при проектировании искусственных сооружений. 

Архитектурные требования сводятся к тому, чтобы сооружение гармонично вписывалось в окружающую среду, отвечало эстетическим требованиям. Эти требования особенно важны для городских мостов. Расчетно-конструктивные требования связаны с тем, чтобы сооружение в целом и отдельные его элементы были прочными, устойчивыми и жесткими.

Запроектированные и построенные мостовые сооружения приобретают для эксплуатационников ряд потребительских свойств.

Наибольшее значение имеют: – пропускная способность; – грузоподъемность; – безопасность движения; – долговечность. 

Пропускная способность мостовых сооружений характеризируется максимально возможной интенсивностью транспортного движения, а также возможностью пропуска под сооружением в поперечном сечении судов, водного потока, транспорта (для путепроводов), а также коммуникаций. Она обеспечивается правильным назначением по нормативным документам габарита проезда (габарита приближения конструкций) и подмостового габарита, а также расчетами отверстий мостов и труб. 

Грузоподъемность моста – характеристика, определяемая максимальной временной подвижной нагрузкой определенного вида, воздействие которой является безопасным для несущих элементов сооружения. Для эксплуатируемых мостов грузоподъемность характеризуется величиной предельной массы транспортного средства определенного вида. Грузоподъемность мостов и труб обеспечивается расчетами на прочность и устойчивость и задается нормами нагрузок в эксплуатационных требованиях к их проектированию. 

Безопасность движения характеризуется максимальной допустимой скоростью автомобильного движения по транспортным сооружениям. Она обеспечивается эксплуатационными требованиями к плану и профилю дорожного и мостового полотна а также к прочности ограждающих устройств. Безопасность движения пешеходов обеспечивается требованиями прочности и высоте перильных ограждений и к качеству покрытия тротуаров. 

Долговечность сооружения – свойство сохранять работоспособное состояние при установленной системе содержания и ремонта в течение определенного времени без капитального ремонта или реконструкции, характеризуется ресурсом или сроком службы. Для нового сооружения он определяется проектной календарной продолжительностью эксплуатации, для сооружения после капитального ремонта или реконструкции – календарной продолжительностью после возобновления эксплуатации до момента ее прекращения. Долговечность сооружения задается сроками их службы и обеспечивается выполнением требований к выбору соответствующих материалов и конструктивных решений.

При проектировании предотвращение разрушения сооружения или ограничение последствий непредвиденных воздействий должно обеспечиваться следующими условиями: 

– применением конструктивных схем и конструкций, которые позволяют уменьшить потенциальный риск повреждения или уничтожения конструктивных элементов сооружения; 

– статическая схема сооружений должна минимально реагировать на непредвиденные воздействия (например, просадки грунта); 

– конструкции сооружений должны быть долговечными, ремонтопригодными и доступными для осмотра и выполнения работ по текущему ремонту и содержанию.

Конструктивные решения коммуникаций и приспособлений для их прокладки должны учитывать перемещения, деформации и колебания пролетных строений мостов, обеспечивать сохранность сооружения, а также непрерывность и безопасность движения по мосту. При этом эксплуатация и ремонт коммуникаций не должны приводить к разборке, удалению или повреждению конструкций мостов. Прокладка трубопроводов внутри коробчатых пролетных строений, между крайней и смежной с ней балками в многобалочных пролетных строениях, внутри пустотелых плитных пролетных строений, в тротуарах, а также по фасаду пролетных строений и опор запрещается.

При числе балок в балочных пролетных строениях равном 2 или 3 прокладка трубопроводов между балками допускается по согласованию с Заказчиком и эксплуатирующей организацией.

Размещение телефонных и электрических кабелей по фасаду пролетных строений и опор допускается по согласованию с Москомархитектурой и эксплуатирующей организацией.

Прокладка телефонных и электрических кабелей в тротуарах и внутри пустотелых плитных пролетных строений, как правило, запрещается; такое размещение указанных видов коммуникаций допускается в особо стесненных условиях при специальном технике - экономическом обосновании и по согласованию с эксплуатирующей организацией.

В статье используются материалы из следующих источников:

https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/36719/Proektirovanie_mostov_CH1.pdf?sequence=1&isAllowed=y

https://mpk-spb.com/stati/raznovidnosti-mostovyix-sooruzhenij.html

https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4294848/4294848466.htm