Инновационные технологии – ключевая составляющая в развитии дорожной отрасли. Модернизация транспортной инфраструктуры и
дорожного строительства представляет собой основу инновационных решений, которые постепенно внедряются в России. Это необходимо для того, чтобы перемещение автотранспортных средств сделать более безопасным и доступным, а дорожное полотно – более надежным и долговечным. Из-за повышения требований к состоянию дорожных одежд в настоящее время внедрение инноваций становится неотъемлемым условием для строительства и развития транспортных сетей. 

Традиционные методы дорожного строительства и проектирования дорог в России каждый год вытесняются новыми технологическими разработками, что положительно влияет на развитие отрасли в целом. Внедрение цифровых технологий на этапе проектирования дорог позволяет построить модель жизненного цикла дорог и рассчитать необходимую транспортную инфраструктуру.


Среди важнейших технологий последних лет будут следующие:
Во время реконструкции автомобильных дорог дорожно-строительные компании используют технологию регенерации и стабилизации основания (ресайклинг). Процесс основан на повторном использовании материалов старой дорожной одежды, что позволяет снизить затраты на строительство. 
Для улучшения сцепных качеств и снижения шумности дорог в процессе строительства используют различные модификаторы.
Применение фибробетона при укладке поверхностного слоя дорожного полотна позволяет создавать особо прочные покрытия, устойчивые к регулярным механическим нагрузкам, препятствующие возникновению различных дефектов.
К модернизационным технологиям относится и цементобетон. Битум в составе строительной смеси замещается более прочным и износоустойчивым цементом с полимерными добавками, повышающие несущую способность дорожного полотна и увеличивающие его потребительские характеристики.
Прекрасно зарекомендовавшие себя технологии геотекстильных тканей. Особенность их действия состоит в способности разделять слои грунта с разными физикомеханическими свойствами, перераспределять напряжение в основании насыпи, повышать несущую способность основания.
При ремонте и восстановлении дорожного полотна применяются технологии литых асфальтобетонных смесей, инфракрасного ремонта, гидрофобизации, нанофобы и метод химической фрезеровки.

Проблемы внедрения перспективных технологий в дорожное строительство.
В дорожном строительстве многие инновационные проекты остаются нереализованными, так как процесс внедрения инноваций в РФ
сопряжен с экономическими и административными барьерами, созданными несовершенным законодательством и нормативно-правовой
базой.  Учет требований заказчика по применению новейших технологий строительства. Основным критерием является стоимость реализации проекта. Реализация инновационных решений требует большей суммы первоначальных инвестиций, чем традиционные методы строительства. Устаревшая нормативная база, предпочтение стандартным решениям. Отсутствие стимулов применения новых технологических решений в строительстве.
Для эффективного внедрения инноваций в области дорожного строительства необходимо совершенствование нормативной базы, повышение квалификации проектировщиков и компетентности подрядчиков, изменение критериев расчета комплексной экономической эффективности строительства и эксплуатации дорог.


Обеспечение экономического роста является приоритетной задачей любого государства. Строительство автомобильных дорог имеет ярко
выраженный инфраструктурный характер, и его специфика состоит в распространении инновационного эффекта на все отрасли экономики.
Использование мирового опыта применения передовых технологий позволит модернизировать дорожную сеть и увеличить протяженность дорог.

В Италии разработали технологию «Lybra» (кинетические дороги), состоящую в применении каучукового покрытия, преобразующего
кинетическую энергию движущихся транспортных средств в электрическую. Использование пластика в качестве наполнителя при производстве бетона экономит невозобновляемые природные ресурсы, что снижает затраты на строительство новых и реконструкцию существующих дорог, но оказывает негативное влияние на природу и здоровье человека. Результатом применения биотехнологий в разработке дорожностроительных материалов английскими учеными стало создание «умных» бетонов на основе цемента (самовосстанавливающиеся дороги).

Проведенный анализ зарубежных инновационных технологий показал, что их внедрение в РФ требует значительных капиталовложений и
согласованных действий заказчиков, проектировщиков и подрядчиков строительства, а для использования мировых достижений в российской практике при строительстве автодорог необходимы более сложные инженерные решения, чем во многих зарубежных странах.
Внедрение инновационных технологий необходимо для развития устойчивой транспортной инфраструктуры и решения экологических проблем. Чтобы сохранить уровень мировой державы, нужно соответствовать современным инновационным тенденциям в сфере строительства линейных сооружений, так как качественные дорожные сети являются показателем экономического развития страны. 

В статье используются материалы из следующих источников:

https://www.adi-madi.ru/madi/article/view/999

https://www.proektant.by/content/7077.html

https://www.wirtgen-group.com/ru-ua/products/wirtgen/technologies/recycling-and-soil-stabilisation/