Конструктивные элементы одежды городских дорог составляют наиболее дорогую и ответственную часть общей конструкции дороги. Для обеспечения долговечности дорожной одежды необходимо, чтобы напряжения, возникающие в ее конструктивных элементах при многократном действии колес проезжающих транспортных средств не вызывали существенных остаточных деформаций нарушающих устойчивость дорожной одежды и ровность поверхности покрытия необходимую для движения с высокими скоростями. Основным условием долговечности дорожной одежды является соответствие ее конструкции категории улицы и дороги, фактической и перспективной интенсивности движения, климатическим и грунтово-геологическим условиям.

Стандарт позволит строить дороги, которые прослужат не менее 30 лет. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвердило новый национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 59628-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование жестких дорожных одежд. Типовые конструкции», подготовленный Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ) при участии Ассоциации бетонных дорог.


Стандарт устанавливает требования при разработке проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт жестких дорожных одежд (так называется многослойная конструкция в пределах проезжей части автодороги) с монолитным цементобетонным покрытием, а также с асфальтобетонным покрытием на жестком основании.
Этот документ очень важен для дорожной отрасли, он позволит качественно строить автомобильные дороги со сроком службы не менее 30 лет. Стандарт введен впервые.  

Несколько пунктов из нового стандарта.                                                                                                         

Дорожные одежды автомобильных дорог должны быть запроектированы так, чтобы обеспечивать безотказную работу в течение расчетного межремонтного и расчетного сроков службы дорожной одежды со значениями предельного коэффициента разрушения, на последний год межремонтного срока или срока службы в зависимости от капитальности дорожной одежды и категории дороги. При сроке службы дорожной одежды между капитальными ремонтами до 10 лет расчетное значение пучения от воздействия низких температур не должно превышать предельно допустимого значения морозного пучения, а при сроке службы дорожной одежды между капитальными ремонтами более 10 лет расчетное значение лучения на поверхности покрытия от воздействия низких температурне должно превышать 80 % предельно допустимого значения морозного пучения.

                                                                                                    
При проектировании автомобильных дорог в дорожно-климатической эоне I, согласноГОСТ 33149, должен быть учтен характер многолетнемерзлых грунтов, их температурный и водныйрежимы, а также влияние толщины деятельного слоя и многолетнемерзлого грунта (жесткого слоя) напрочность дорожных одежд и земляного полотна.


Для дорожных одежд жесткого типа необходимо выполнять требование к значению высоты усту-
пов между плитами в поперечных швах монолитного покрытия. Предельно допустимые значения высо-
ты уступов нормируются в зависимости от категории автомобильной дороги:
-не более 3 мм — для автомобильных дорог категорий I—III
-не более 5 мм — для остальных категорий автомобильных дорог.


Толщину дренирующего слоя из крупнообломочных каменных материалов или крупнозер-
нистых песков с коэффициентом фильтрации не менее 1 м/сут по ГОСТ 25607. ГОСТ 25584 при макси-
мальной плотности по ГОСТ 22733 следует принимать не менее 0.20 м и рассчитывать на осушение или
на осушение с периодом запаздывания отвода воды или на поглощение в зависимости от конкретных
 условий.


В качестве дренирующих материалов могут быть использованы геосинтетические материалы по  ГОСТ Р 55028.
Конструкцию дорожной одежды при проектировании необходимо проверять расчетами на устойчивость к образованию колеи в процессе эксплуатации автомобильной дороги. Предельно допустимую
глубину колеи на покрытии дорожной одежды, определяемую по ГОСТ 32825. следует назначать с уче-
том износа покрытия и до уплотнения материалов дорожной одежды, пластических деформаций в би
тумоминеральных материалах, структурных изменений материала покрытия, остаточных деформаций
в слоях основания и грунтах земляного полотна по утвержденным в установленном порядке методикам  в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597—2017.


Общая протяженность автомобильной дороги — длина анализируемого участка, на котором имеются
отрезки, характеризующиеся как обеспеченной прочностью и ровностью, так и недостаточной прочностью и ровностью
 

В статье используются материалы из следующих источников:

https://gosthelp.ru/text/Tipovyekonstrukciidorozhn.html

https://rcmm.ru/press-relizy/54198-1-sentjabrja-v-rossii-vvoditsja-novyj-nacionalnyj-standart-avtomobilnyh-dorog-proektirovanie-zhestkih-dorozhnyh-odezhd-tipovye-konstrukcii.html

https://ktostroit.ru/news/306255/

https://allgosts.ru/93/080/gost_r_59120-2021