Макроэкономический эффект от строительства трассы оценивается в 2,4 трлн рублей. Маршрут представляет собой совокупность инвестиционных проектов и включает в себя скоростную трассу М-11 «Нева» (Москва - Санкт-Петербург) длиной 669 км, третий и четвертый пусковые комплексы ЦКАД в Московской области длиной 110 км, проект строительства скоростной магистрали М-12 «Москва - Казань» длиной 794 км, проект строительства обхода г. Тольятти с мостом через Волгу длиной 97 км и существующие участки федеральной сети - трассы М-5 «Урал» на участках подъезда к г. Ульяновску и Р-239 «Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Казахстаном» - до границы с Казахстаном длиной 620 км, а также участок трассы А-151 «Канаш - Ульяновск» длиной 200 км.
Технические решения по проекту строительства М-12 обсудили на заседании Научно-технического совета (НТС) Госкомпании «Автодор». В нем приняли участие представители экспертного дорожного сообщества, подрядных организаций, производителей дорожных материалов.
Протяженность будущей трассы от Москвы до Казани – более 800 километров. Руководством страны поставлена задача пустить движение по ней в 2024 году, отметил председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко. Для реализации такого масштабного проекта в довольно короткие сроки потребуется доставить на стройку большой объем сыпучих материалов (песка и щебня). На НТС рассмотрены технические решения и технологии для максимального использования в дорожной одежде местных материалов, вопросы снижения объёмов замены непригодных грунтов за счет их стабилизации и укрепления. Виктор Ушаков, заместитель Председателя НТС Государственной компании «Автодор» и президент Ассоциации бетонных дорог отметил, что дорожная одежда самый дорогостоящий конструктивный элемент автомобильной дороги. С изменением нормативных межремонтных сроков службы толщина дорожных одежд в значительной степени возросла. Так, расчетная толщина асфальтобетонных слоев при проектировании автомобильной дороги М-12 «Москва-Нижний Новгород-Казань» составила 26-30 см. Поэтому сегодня требуется шире применять укрепленные основания, а также цементобетон в конструктивных слоях дорожных одежд. За счет этого в значительной степени можно повысить несущую способность дорожных одежд и сократить толщину их конструктивных слоев. Армирование дорожных одежд, применение композиционных материалов при конструировании позволяет в значительной степени повысить их работоспособность.
Ассоциация бетонных дорог совместно с ОАО «Новосибирскавтодор», АО «Трансстроймеханизация», ДСТ-5 (Республика Беларусь) и специалистами МАДИ провели анализ различных вариантов конструкций дорожных одежд при проектировании автомобильной дороги М-12 «Москва-Нижний Новгород-Казань-Екатеринбург». Был выполнен расчет сметной стоимости жестких и нежестких дорожных одежд. Результаты расчёты показали, что стоимость строительства дорожных одежд сегодня с применением цементобетона на 25-30% меньше, по сравнению с применением асфальтобетонных слоев на основе полимерно-битумных вяжущих.
Мобильные операторы готовы работать над созданием инфраструктуры под беспилотный транспорт на платной трассе Москва-Казань-Екатеринбург. Эксперт считает, что затраты будут велики и потребуют частно-государственного партнерства. Президент МТС Вячеслав Николаев рассказал, общаясь с журналистами в Санкт-Петербурге, что вопрос появления беспилотного транспорта на трассе Москва-Казань-Екатеринбург к 2024 году остается открытым. «Для того, чтобы решить, какая именно нужна инфраструктура для появления беспилотного транспорта на дорогах, необходимо понимать его окончательные параметры. С этой точки зрения, пока это абстрактный вопрос. Да, конечно, мы готовы обеспечить инфраструктуру и активно работаем в этом направлении.На данный момент большинство дорог проектируется для пользования беспилотниками в дальнейшем.Вице-президент МТС по облачным и цифровым решения Дмитрий Халин подчеркнул, что компания работает над созданием Edgе-инфраструктуры, которая позволит обрабатывать данные максимально близко к источнику генерации, не отправляя их в центральные ЦОДы.
Директор регионального филиала Tele2 в РТ Марат Кабанов в беседе с РБК Татарстан отметил, что развитие беспилотного транспорта – перспективное направление. Полноценное развитие V2X – технологий межмашинного взаимодействия – возможно на сетях 5G, поэтому будущее беспилотного транспорта зависит от проникновения новейшего стандарта. Неопределенность с частотным ресурсом пока тормозит строительство сетей пятого поколения связей в России.
На данный момент для беспилотных машин выделяются отдельные полосы движения. Так, в ноябре 2020 года на умной дороге ЦКАД-3 протестировали работу беспилотного грузовика EVO-1 на водородном топливе.
Реализация проекта поможет достигнуть сразу двух целей нацпроекта «Безопасные и качественные дороги»: повысить экономические связи между регионами России и сделать трассы в стране безопаснее.
В статье используются материалы из следующих источников:
https://roadconcrete.ru/press-center/news/na-m-12-ot-moskvy-do-kazani-aktivno-idet-podgotovka-k-stroitelstvu/
https://rg.ru/2021/08/08/kak-budut-stroit-trassu-m-12-moskva-kazan.html
https://www.russianhighways.ru/press/news/77066/
https://pravda-nn.ru/news/na-trasse-m-12-ot-moskvy-do-kazani-planiruetsya-vozvesti-16-razvyazok/
https://rt.rbc.ru/tatarstan/03/06/2021/60b8b0d09a7947123f9c368d
https://inkazan.ru/news/society/21-05-2021/trassu-m-12-adaptiruyut-pod-bespilotnye-avtomobili