Даже самые качественные дороги с течением времени подвергаются износу и разрушению в результате воздействия атмосферных осадков и перепадов температуры, а также нагрузок, возникающих при движении автотранспорта. С помощью запланированного и вовремя выполненного профилактического ремонта асфальтобетонного покрытия, которое находится пока еще в нормальном состоянии, без видимых дефектов, защитные свойства и эксплуатационные характеристики дорожной одежды могут быть восстановлены с продлением ресурса на несколько лет. Специальные мероприятия позволяют предупредить и приостановить уже начавшиеся процессы старения, а также восстановить эксплуатационные характеристики покрытия.
Сларри сил и микросюрфейсинг (современное название - Системы Сларри) представляют собой холодные литые эмульсионно-минеральные смеси. Данные смеси применяются для устройства тонких защитных слоев износа дорожных одежд и являются одним из видов поверхностной обработки.Системы Сларри относятся к превентивным методам содержания дорожных одежд. Системы Сларри позволяют предупредить и приостановить уже начавшиеся процессы старения, восстановить эксплуатационные характеристики покрытия.
Холодные технологии обеспечивают высокое качество работ без нагрева каменных и вяжущих материалов, что экономит более 40% энергозатрат по сравнению с «горячими» смесями. Кроме того, немаловажным является экологический фактор, поскольку вредные выбросы в атмосферу практически сведены к минимуму.
Особенность методики заключается в том, что на поверхность дороги укладывается эмульсионно-минеральная смесь, которая заполняет небольшие трещины и пустоты, обеспечивает высокие фрикционные характеристики, атмосферостойкость, герметичность и обновленный внешний вид поверхности, а также формирует защитный слой износа. Эти родственные технологии нельзя назвать новыми: первая используется в течение примерно 80 лет, а применение второй начало набирать обороты от 40 до 50 лет назад.
Системы Сларри имеют две основные функции:
1. В процессе работы дорожное покрытие подвергается механическому воздействию шин,что приводит к его механическому износу, снижению коэффициента сцепления и даже образованию колейности. Особенно пагубно для дорожного покрытия воздействие шипов. Слой износа сларри восстанавливает эксплуатационные характеристики изнашивающегося покрытия;
2. Слой Сларри Сил защищает основные слои дорожной одежды от негативного воздействия климатических факторов, проникновения влаги и преждевременного старения
Технология Сларри Сил может быть трех типов:
Тип 1. В качестве наполнителя используют очень мелкий щебень. Щебень в составе раствора проникает во все деформированные части дорожного покрытия. Используют на автомобильных дорогах с низкой интенсивностью.
Тип 2. Для данного типа используют щебень средних размеров. Технология используется на дорогах со средней загруженностью.
Тип 3. Для смеси используются очень крупные фракции щебня. Такой подход позволяет ремонтировать крупные трещины и небольшие разломы в дорожном покрытии.
Технология Сларри Сил был создана в 60-ых годах. В результате ее совершенствования была создана новая технология, получившая название «Микросюрфейсинг». Технология Микросюрфейсинг предусматривает укладку слоя на глубину около 20 см. (предел для укладки по технологии Сларри Сид – 15 см. Смесь, распределенная по технологии Микросюрфейсинг, быстрее затвердевает и отличается устойчивостью в механическим воздействиям колес, проезжающих автомобилей.
Машины для укладки по технологии Микросюрфейсинг используются те же, что и для укладки смеси по технолгии Сларри Силл.
Сларри сил и Микросюрфейсинг могут быть использованы не только для устранения повреждений, но и для профилактики изнашивания верхнего слоя асфальтобетонных покрытий. В их состав входят щебеночно-песчаная смесь специально подобранного гранулометрического состава, битумная эмульсия, мелкодисперсный минеральный наполнитель и специальные добавки. Конкретный состав смеси подбирается в лаборатории и зависит от ряда факторов: типа дорожного покрытия, транспортной нагрузки, состояния дорожного полотна (наличия трещин и повреждений), а также климатических условий той местности, где планируется проводить работы.
Основные преимущества микросюрфейсинга:
Поверхностная обработка дороги литой эмульсионно-минеральной смесью не только восстанавливает изношенный верхний слой дороги, но и выполняет изоляционные функции, заполняя пустоты нижележащего слоя, предохраняя асфальтированный слой от образования трещин, сколов и проникновения влаги. Также, увеличиваются показатели сцепления шин и ровность покрытия.
Дорожное покрытие типа «Микросюрфейсинг» обладает повышенной устойчивостью к образованию колеи, что является особенно актуальным для скоростных дорог с высокой интенсивностью движения транспорта. Помимо предупреждения колееобразования, микросюрфейсинг может исправить незначительную колейность, а также продольные и поперечные неровности дороги.
Колейность — искажение поперечного профиля асфальтобетонного покрытия, возникающее в результате появления остаточных деформаций в нижележащих слоях дорожного покрытия и/или дорожного основания.
В покрытии типа «Микросюрфейсинг» мало пустот и, будучи самовыравнивающимся, оно обладает высокой стабильностью и сопротивлением к деформациям.
При асфальтировании с применением горячих асфальтобетонных смесей происходит закрытие большей части высоты бортового камня, вследствие чего требуется его переустановка. При микросюрфейсинге литая смесь укладывается тонким слоем без применения асфальтоукладочной техники, что позволяет сохранить бордюрную линию и уровень коммуникационных люков.
Процедура приготовления и укладки холодной эмульсионно-минеральной смеси является менее энергозатратной по сравнению с традиционным горячим асфальтированием, т.к. отсутствует необходимость нагрева минеральных и вяжущих компонентов при приготовлении смеси, не требуется применение асфальтоукладчиков и дорожных катков.
В статье используются материалы из следующих источников:
http://www.gp-rad.ru/services/microsurfacing/
https://unidorstroy.kiev.ua/wiki-asphalting/microsurfacing.html
http://pro-scheben.ru/slarri-sil-i-mikrosjurfejsing
https://os1.ru/article/12379-slarri-sil-ekonomichnoe-reshenie-dlya-sohraneniya-dorojnogo-pokrytiya
http://www.vptechnologiesllc.com/what_is_slurry_seal.html