Качественному нанесению дорожной разметки должны предшествовать два важных мероприятия: оценка уровня эксплуатационной нагрузки автомобильной дороги, на которой будет нанесена разметка и, как следствие, правильный выбор лакокрасочного материала.
Оценка уровня эксплуатационной нагрузки автомобильной дороги подразумевает учет влияния целой совокупности факторов на состояние дорожного полотна: интенсивности движения на данном участке, ширины проезжей части, типа и качества дорожного покрытия, назначения и места нанесения разметки, сезонных перепадов температур и др. Все эти факторы оцениваются в баллах и, исходя из суммы баллов, определяется уровень эксплуатационной нагрузки автодороги.
Существуют следующие виды дорожной разметки:
Горизонтальная - помогает обеспечить безопасность дорожного движения, уменьшает количество дорожно-транспортных происшествий. Горизонтальная разметка используется на проезжей части, автостоянках, парковках.
Вертикальная - наносится на поверхности, которые расположены вертикально, а не на асфальт. Данный вид разметки встречается на вертикальных сооружениях, например, путепроводы, ограждения, мосты и другое.
Дорожная разметка бывает временной и постоянной.
Временная дорожная разметка обычно наносится желтым или оранжевым цветом. Такую разметку наносят по причине ремонтных работ. Она информирует участников движения о том, что постоянная разметка временно недействительна. В то время как постоянная - наносится белым цветом. Она наносится более прочными материалами и содержит в себе полимерные соединения. Они бывают оранжевыми (временными) и белыми (постоянными), и осуществляют множество функций: разделение на полосы, выделение островков безопасности, обозначают трудные участки дороги и границы проезжей части, стоянок и переходов.
Стоит отметить, что цена на нанесение дорожной разметки не так высока, как можно подумать, несмотря на то, сколько важнейших функций она выполняет.
Не все линии горизонтальной разметки на автодорогах одинаковы. Линии разметки в виде дорожных полос отличаются от линий, используемых на пешеходных переходах, или от линий, обычно используемых на взлетно-посадочных полосах аэропортов.
Широкая линия
В дорожной разметке широкая линия – это линия шириной 40–50 см.Этот тип линии используется для различных целей, например, для нанесения разметки стоп-линий и пешеходных переходов.Ширины захвата одного краскораспылителя недостаточно для нанесения широкой линии.Широкие линии шириной до 60 см можно нанести с помощью дорожно-разметочной машины, оснащенной двумя краскораспылителями.Два краскораспылителя устанавливаются рядом друг с другом на расстоянии, обеспечивающем перекрытие двух пятен распыла для получения одной сплошной широкой линии. Правильное расположение распылителей крайне важно для получения качественной линии.На взлетно-посадочных полосах аэропортов часто можно увидеть линии шириной 90 см.Для нанесения таких линий необходим блок из трех распылителей.
Прерывистая линия
Прерывистые линии наносятся путем разделения одной сплошной линии на отдельные сегменты.Длина, ширина, цвет сегментов и расстояние между ними различны в каждой стране и зависят от назначения.На перекрестках и автомобильных дорогах прерывистые линии используются для различных целей:
Разграничение полос движения: разделяет поток автомобилей и помогает водителям ехать прямо.Во многих странах преобладает разметка белого цвета.Разделительная линия: разделяет движение в противоположных направлениях.Пересечение такой линии разрешено, если это допускается правилами.Велосипедные дорожки: обозначают границы велосипедных дорожек.Машина для нанесения разметки с автоматическими краскораспылителями упрощает нанесение прерывистых линий и обеспечивает превосходную точность.Такие машины позволяют наносить прерывистую линию путем нажатия кнопки.Краскораспылители включаются и выключается автоматическив зависимости от настраиваемых параметров длины сегментов и расстояния между ними.В полуавтоматическом режиме удобно повторно наносить разметку: сегмент наносится автоматически, однако начало сегмента определяется оператором.
Двойная линия
Двойная линия часто используется для дорожной разметки. Такая линия располагается по центру дороги для разделения потоков транспортных средств.В зависимости от типа линий (см. ниже), их допускается пересекать с одной или с обеих сторон.Иногда двойная линия используется в качестве стоп-линии.
Существует два типа двойных линий:
Двойная сплошная линия. Одна сплошная линия в сочетании с одной прерывистойОдна сплошная линия, переходящая в прерывистую, в сочетании с одной прерывистой линией, переходящей в сплошнуюСтупенчатая линия (используется в аэропортах)Нанесение двойной линии с помощью одного распылителя возможно путем прохождения одного участка дважды, однако этот способ неэффективен.Наиболее быстрым и эффективным способом является использование дорожно-разметочной машины с двумя распылителями.И если необходимо выполнить работу быстро, точно и спокойно, то лучше использовать машину с двумя автоматическими распылителями. Таким образом можно наносить любой тип двойных линий. Для этого нужно просто нажать кнопку.
Двухцветная линия
Такие линии не часто можно встретить на европейских автомобильных дорогах, но в определенных ситуациях такая двухцветная линия все же используется. В некоторых странах предварительные временные полосы движения (в случае проведения дорожных работ) размечаются с помощью желтых линий. В ситуациях, когда временные полосы движения переходят в постоянные полосы с белой разметкой, необходимо использовать два цвета. Двухцветные линии также используются в аэропортах, если контраст белых линий на бетонной поверхности серого цвета недостаточен. Путем нанесения черной краски рядом с белой линией можно повысить контраст до необходимого значения.
Можно также нанести двухцветные линию с помощью машины, оснащенной только одним краскораспылителем.Если же у вас нет времени на ожидание, пока высохнет краска, то наилучшим решением является машина с двумя распылителями. Каждый краскораспылитель будет использоваться для нанесения линии одного цвета.
Диагональная линия
На участках, где автомобильное движение не разрешается, часто наносятся параллельные диагональные линии.Такие линии – это прямые сплошные линии, нанесенные по определенному шаблону.Такие типы разметки обычно наносятся вручную.Обычно на расчет и нанесение физического шаблона разметки уходит много времени.Но при использовании машины для нанесения дорожной разметки с наконечниками, которые можно отрегулировать для нанесения линии под определенным углом, можно намного упростить работу.Некоторые более совершенные машины имеют функцию автоматического шаблона, которая в два раза снижает время, необходимое для нанесения горизонтальных линий.
Цвет маркировкиВ первую очередь при выборе цвета разметки важен контраст с дорожным покрытием, поэтому в основном она белая. Однако для временной разметки (например, в условиях ремонта дороги) часто используют красный или оранжевый цвет.
Типы дорожной разметкиПоскольку обозначений на проезжей части достаточно много, требуется их классификация. Выделяются следующие типы дорожной разметки:
продольная;поперечная;стрелки;пиктограммы.Продольную разметку можно увидеть практически на любом участке дорожного полотна. Она используется для обозначения границ полос движения или помогает развести на проезжей части потоки транспорта, направленные в разные стороны.
Сплошная линия используется для обозначения границы проезжей части, её нельзя пересекать. Прерывистая линия, напоминающая пунктир, по большому счету выполняет те же функции, но её пересекать разрешается. А двойная сплошная разделяет потоки машин, направленные в противоположные стороны, на участках трассы, где 4 или более полос движения.
Если остальные типы дорожной разметки в основном касаются владельцев транспортных средств, топоперечная имеет отношенние в первую очередь к пешеходам. Поперечная маркировка расположена перпендикулярно движению транспорта и указывает водителям, где нужно быть особо внимательными, сбросить скорость или остановиться.
Самый важный вид поперечной разметки - так называемая "зебра", то есть пешеходный переход. Если потоки пешеходов в каком-то песте достаточно велики, "зебра" разделена на две части и направление движения пешеходов указано стрелками. Кроме того, к поперечной разметке относится линия, обозначающая, где нужно остановиться, например, ожидая зеленого сигнала светофора.
Стрелки на дороге, как несложно догадаться, указывают возможное направление движения транспорта или пешеходов. Часто можно увидеть раздваивающиеся, а то и растраивающиеся стрелки. Они обозначают, что есть возможность выбора направления движения.
На дорогах с большим количеством полос стрелочная разметка иногда дублируется дорожными знаками, потому что в условиях большого потока автомобилей её сложно разглядеть.
Пиктограммы используются в разметке не так часто. Их примерами могут послужить изображения велосипеда и инвалида-колясочника. Велосипед обозначает, что дорожка предназначена не для пешеходов или автомобильного транспорта, а для велосипедистов. Изображение инвалида используется для обозначения парковочных мест, предназначенных для людей с ограниченными возможностями.
Казалось бы, разобраться в типах и видах дорожной разметки несложно, но это не так. При изучении правил дорожного движения нужно уделить дорожной маркировке особое внимание, а если что-то всё равно останется непонятным, проконсультироваться со специалистом. И пусть лучше это будет ваш инструктор, а не инспектор ГИБДД.
В статье используются материалы из следующих источников:
https://www.himtek-yar.ru/useful/literature/412/
https://www.stim.by/servis/dorozhnaya-razmetka.html
https://asfalt-kachestvo.ru/nanesenie-dorozhnoj-razmetki.html
https://www.graco.com/ru/ru/contractor/solutions/articles/how-to-paint-different-types-of-road-markings.html
http://www.gruztech.net/article/375