С течением времени количество автомобилей и пешеходов становится все больше. В связи с эти обстановка на дорогах становится все опасней, постоянно растет интенсивность дорожного движения.
В современном мире дорожная разметка - одно из самых важных условий обеспечения и сохранения безопасности на дорогах. При нанесении дорожной разметки необходимо уделить должное внимание качеству материалов и методам нанесения разметки. Ведь именно это обуславливает срок эксплуатации разметки, ее долговечность, хорошую видимость в любое время суток и в любых погодных условиях.
Горизонтальная дорожная разметка наносится непосредственно на проезжую часть, представляет собой линии, стрелки, надписи и другие обозначения. Она определяет режимы и порядок движения.
Вертикальная разметка наносится на оборудованные элементы дорог, представляет собой сочетание черных и белых полос и предназначена для определения их габаритов (например мосты). С помощью нее водители определяют наличие и размер возможных помех, корректируя по необходимости темп и стиль вождения. К горизонтальному типу относятся разметка, наносящаяся на само дорожное полотно.
Совсем недавно качество разметки вызывало справедливые нарекания участников дорожного движения. На автотрассах с высоким транспортным трафиком нанесенные краской линии нередко пропадали за считанные месяцы.
Дорожная разметка бывает временной и постоянной
Временная дорожная разметка обычно наносится желтым или оранжевым цветом. Такую разметку наносят по причине ремонтных работ. Она информирует участников движения о том, что постоянная разметка временно недействительна. В то время как постоянная - наносится белым цветом. Она наносится более прочными материалами и содержит в себе полимерные соединения. Они бывают оранжевыми (временными) и белыми (постоянными), и осуществляют множество функций: разделение на полосы, выделение островков безопасности, обозначают трудные участки дороги и границы проезжей части, стоянок и переходов.
Горизонтальная дорожная разметка при нанесении и в процессе эксплуатации должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51256 и ГОСТ 23457.
Контроль качества дорожной разметки разделяется на операционный, приемочный, эксплуатационный и инспекционный.
Операционный контроль качества состоит в оценке требуемых параметров горизонтальной дорожной разметки и контроле требуемых технологических параметров в процессе ее нанесения.
Приемочный контроль качества заключается в контроле нормируемых параметров горизонтальной дорожной разметки, по результатам которого принимается решение о приемке ее в эксплуатацию. Приемочный контроль качества рекомендуется проводить после окончания нанесения горизонтальной дорожной разметки, до начала интенсивной эксплуатации.
Эксплуатационный контроль качества горизонтальной дорожной разметки осуществляется в процессе ее эксплуатации.
Операционный контроль качества осуществляется в процессе нанесения дорожной разметки и состоит в определении параметров процесса ее нанесения на соответствие требованиям технического задания и технической документации на применяемые разметочные материалы, а также на соответствие дорожной разметки требованиям ГОСТ Р 51256–99, ГОСТ Р 52289–2004 и дислокации. При проведении операционного контроля фиксируется наличие у разметочной бригады на месте производства работ необходимой технической документации, производится оценка состояния дорожного покрытия до начала нанесения дорожной разметки, устанавливается соответствие погодных условий требо ваниям технической документации на применяемые материалы и процесс производства работ. В процессе нанесения разметки выполняется оценка соответствия наносимых линий схеме расположения технических средств организации дорожного движения, геометрических параметров и расхода материалов, включая микростеклошарики.
Кроме того, на данном этапе контролируют светотехнические характеристики линий разметки на соответствие требованиям ГОСТ Р 51256–99 и ГОСТ Р 52289–2004, а также отношение коэффициента сцепления колеса на линии разметки к коэффициенту сцепления на покрытии.
Контроль качества нанесения дорожной разметки выполняется на всех этапах её жизненного цикла и включает в себя входной контроль материалов и изделий для дорожной разметки, операционный контроль в процессе нанесения, приемочный и эксплуатационный контроль качества.
Входной, инспекционный операционный, приемочный и эксплуатационный контроли качества проводятся организацией, имеющей компетентную дорожную лабораторию с применением поверенных (калиброванных) средств измерений и аттестованного испытательного оборудования.
Приемочный контроль качества проводится с целью приемки выполненных работ по нанесению дорожной разметки и подтверждения её соответствия требованиям Контракта. Результаты приемочного контроля качества предоставляются заказчику. В случае выявления несоответствия полученных результатов, в т.ч. по отдельным параметрам, заказчик выдает предписание подрядной организации о исправлении выявленных недостатков с последующей проверкой исполнения предписаний.
Эксплуатационный контроль дорожной разметки проводится с целью определения соответствия характеристик дорожной разметки контрактным обязательствам и нормативным документам в процессе эксплуатации. По результатам эксплуатационного контроля качества, предоставленных заказчику, принимается решение о восстановлении дорожной разметки до нормативных требований.
В статье используются материалы из следующих источников:
http://www.tuad.nsk.ru/site.nsf/0/ab0b4a9527bdeb9fc62580c80017fcd2/$FILE/Рекомендации%20по%20контролю%20качества%20дорожной%20разметки.pdf
https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293748/4293748637.pdf
https://www.volgodortrans.ru/articles/33.pdf
https://www.dorznak33.ru/dorozhnaya_razmetka.html
https://asfalt-kachestvo.ru/nanesenie-dorozhnoj-razmetki.html
https://www.murmansk.kp.ru/daily/27016.4/4078165/