По данным статистики, более 50% автомобильных дорог России противоречит установленным стандартам качества и действующим нормативам транспортной отрасли страны; всего 8% наших дорог являются многополосными, а около 50 тыс. населенных пунктов вообще не имеют дорожно-транспортной сети. И в таких условиях, когда проектирование строительства дорог и ремонт износившихся магистралей существенно отстает от темпа роста числа автомобилей на дорогах страны, многие проекты дорог все еще создаются по устаревшим технологиям и реализуются без использования современных строительных материалов.

Для выполнения качественных дорожно-строительных работ нужна качественная дорожная техника – современное оборудование, позволяющее выполнить укладку и ремонт дорожного полотна в соответствии с современными стандартами и нормативами. Так как далеко не многие строительные организации могут позволить себе приобретение дорогостоящих дорожных машин, растущей популярностью на рынке дорожных услуг пользуется аренда спецтехники в специализированных автопарках. Аренда строительных машин особенно актуальна при выполнении неспецифических операций и при работе с новыми технологиями.

Немаловажным условием повышения качества дорожного строительства является внедрение в транспортную отрасль современных материалов. Например, в последние годы строительство и ремонт дорог обратилось к использованию полимерных битумов со специальными модифицирующими добавками и геосинтетических материалов. Благодаря этим и другим инновациям, получившим широкое распространение в дорожном строительстве в Европе, становится возможным существенно улучшить ситуацию с дорогами страны и проводить благоустройство городских территорий более качественно и оперативно без увеличения себестоимости работ.

Дороги общего пользования классифицируют по материалу покрытия:

  • Цементобетонные. Основой вяжущего материала в наружном покрытии выступает бетон. Преимущество цементобетонных дорого длительный срок эксплуатации. При соблюдении всех норм строительства и использования ремонт цементобетонному полотну потребуется не ранее 20 лет. Дороги с использованием бетона прокладывают двумя способами:

- Заливным. Готовую бетонную смесь заливают в заготовку дорожного полотна. Бетон набирает прочность и формирует монолит покрытия. У этого метода есть существенные недостатки. Работы можно вести только при положительных температурах выше 50С. При температуре воздуха ниже 5 градусов скорость схватывания бетона резко снижается или прекращается вовсе.

- Укладкой железобетонных плит. Предварительно напряженные изделия в форме плит укладываются по всей длине строящегося участка. Недостаток дорог из железобетона в том, что если не выдержать нормы по обустройству основания, плиты со временем начнут расходится; отдельные элементы будут утапливаться, и возникнут перепады высот на стыках плит. Усугубляет нарушение целостности дорожного полотна большегрузная техника. Справедливости ради стоит отметить, что современные технологии строительства дорог с использованием преднапряженного бетона позволяют создать прекрасные, долговечные и недорогие трассы. Цена километра дороги из ж/б плит до 50% ниже, чем из асфальтобетона.

  • Асфальтобетонные. В основе вяжущего материала внешнего слоя выступает асфальтобетон- искусственный строительный материал. Представляет собой смесь из битума и минеральных заполнителей: песка, щебня, гравия. Для улучшения качественных показателей в асфальтную смесь могут добавляться дополнительные ингредиенты: полимеры, резиновая крошка.

В зависимости от технологии используют под дорожное покрытие применяют основания:

- Щебеночные. От качества материала основания зависит долговечность дороги. Поэтому для щебеночных оснований выбирают материал, который обладает достаточной твердостью на сжатие и будет, не разрушаясь, воспринимать запланированные нагрузки автотранспорта. Щебеночное основание допускается укладывать в любую погоду. Не требует особых условий хранения. Поэтому работы по обустройству щебеночного основания можно вести в любое время года. Щебень в рамках границ будущей дороги уплотняют тяжелыми катками. При этом происходит саморасклинивание элементов основания. Чем плотнее будет утрамбован слой, тем жестче и надежнее будет инженерно-строительная конструкция. Допускается насыпать основание двойным слоем. Нижний слой из крупнофракционного щебня, верхний слой из более мелкого. При укатке происходит заполнение свободного пространства, увеличивается плотность основания.

- Песчано-щебеночные. Универсальные смеси, которые пригодны для строительства любых типов дорог. За счет присутствия песка обеспечивается плотная укладка, не остается свободного пространства для скапливания жидкости и образования воздушных карманов. Эти дефекты приводят к образованию трещин в ходе эксплуатации и способствуют разрушению полотна.

- С использованием вяжущего материала. Такие основания называют еще черным щебнем, так как это представляет собой смесь щебня и битумных материалов. Укладывается горячим и холодным способом. Присутствие битумных эмульсий обеспечивает водоотталкивающий эффект и монолитность структуры. Такие основания отлично работают в зонах с резкими перепадами температур. Во всех случаях основания уплотняются согласно правилам, прописанным в строительных нормах.

На сегодняшний день наиболее востребованными дорожными работами являются устранения ямочных дефектов. Качественно проведенные работы могут помочь сохранить эксплуатационное состояние автомобильных дорог еще на несколько лет.

Несмотря на существующую отличную нормативную базу, успешный зарубежный опыт дорожного строительства, Российская федерация медленно и неохотно перенимает успешные технологии. Причина тому закостенелость отрасли, недостаточное финансирование, сомнительные схемы и слабый контроль, низкая ответственность.

Стоит отметить, что причины каждого дефекта на действующей автомобильной трассе необходимо оценивать глубоко и всесторонне. Возможно, возникновение брака из-за ошибки в геодезии, проекте, некачественном материале, нарушении технологии строительства или совокупности факторов.

Перспективным для нашей индустрии дорожного строительства является переход от асфальтобетонной технологии к комбинированной. Это значит, что асфальт укладывается не на щебеночное основание, а на предварительно напряженные железобетонные плиты. Доля таких дорог зарубежом велика. Срок службы в несколько раз выше, чем асфальта.

Ведущие эксперты в области дорожно-транспортного строительства отмечают острую необходимость в совершенствовании и развитии системы управления дорожно-транспортным комплексом, так как только заинтересованное взаимодействие между властью, инвесторами и строительными организациями позволит вывести современное проектирование автомобильных дорог и реализацию задач повышения качества строительных и ремонтных работ на более высокий уровень.

В частности, принятие подобных мер позволит успешно бороться с главными проблемами управления транспортной отраслью, существующими сегодня:

  • процесс дорожного проектирования тормозится слишком разветвленной бюрократической сетью и протяженными сроками проведения согласования и утверждений проектной документации на всех этапах оформления документации;
  • конкурсные проекты дорог имеют искусственно заниженную стоимость для победы в тендере, что приводит к необходимости использовать дешевые материалы для соответствия бюджету проекта;
  • лоббирование ценообразования на рынке стройматериалов приводит к снижению качества закупаемых дорожных материалов;
  • неправильное дорожно-транспортное планирование и проектирование терминалов транспортных развязок приводит к повышенным нагрузкам на магистрали непрерывного движения;
  • снижение общей пропускной способности дорог способствует отставанию в ремонте и содержании важнейших магистралей крупных транспортных сетей и развязок.
  • некачественные дорожно-строительные материалы и устаревшие схемы ремонта приводят к еще более быстрому износу дорожных активов, из-за чего ситуация с дорогами в регионе ежегодно только ухудшается.

Внедрение цифрового моделирования в проектирование и строительство  позволит повысить качество дорог, контроль за проведением работ по строительству и ремонту, снизит затраты на объект в целом, повысит безопасность эксплуатации дорожной сети.

Безусловно, описанные нововведения увеличивают стоимость возведения участка дороги. Если учесть расходы на поддержание работоспособности дороги за 40-50 лет, то выяснится, что освоение новых подходов рационально и экономически выгодно государству:

- Экономия бюджета.

-Увеличится пропускная способность автодорог.

- Сократится время доставки грузов, а это влияет на стоимость товаров.

- Высвободятся ресурсы для строительства и обновления новых дорожных нитей.

- Поднимется инвестиционная привлекательность автомобильных перевозок.

- И главный момент, возрастет безопасность эксплуатации дорог.

Все это возможно только при изъявлении политической воли, принятия законодательных инициатив, направленных на пересмотр подхода к дорожному строительству, государственной поддержке новаторских научных разработок.

В статье используются материалы из следующих источников:

http://miakom.ru/tekhpodderzhka/stati/perspektivy-dorozhnogo-stroitelstva-peterburga/

https://build.rin.ru/tekhnika/pjerspjektivy-dorozhnogo-stroitjelstva-i-blagoustrojstva-v-rossii.html

https://asninfo.ru/techmats/280-dorozhnoye-stroitelstvo

https://asninfo.ru/techmats/287-ustranyaya-defekty-rastet-spros-na-novoye-oborudovaniye-dlya-yamochnogo-dorozhnogo-remonta