Зимнее содержание и обслуживание автомобильных дорог всегда связано с постоянным удалением снега, наледи, накатов, устранением гололеда на трассах.

Принцип работы противогололёдных реагентов:

В составах компонентов против обледенения чаще всего используются хлориды кальция, натрия и магния, которые хорошо растворяются в воде. Растворы этих солей, в зависимости от % содержания, имеют низкую температуру замерзания, до -30ºС. Кроме того, процесс растворения в воде солей как в твердом виде, так и в форме водных концентратов, протекает с выделением большого количества тепла, позволяющего растопить снег или разрушить структуру льда. Даже механическая смесь льда и соли имеет температуру плавления ниже, чем чистого льда.

В настоящее время довольно широкое распространение в отечественной и зарубежной практике получила технология автоматического распределения реагентов. Суть технологии заключается в своевременном распределении раствора химического реагента для предупреждения обледенения покрытия.

В целом это предполагает систему, состоящую из ряда модулей, которая включает в себя:

  • придорожную метеостанцию с датчиками, дающими весь необходимый спектр информации о возможном обледенении покрытия;
  • насосную станцию для подачи раствора реагента на участки распределения;
  • магистральные трубопроводы и оборудование для подачи и выплеска реагента;
  • аппаратуру для подачи прогнозирующей команды на распределение противогололедных реагентов для предупреждения обледенения покрытия.

Особый интерес представляют дорожные датчики, дающие информацию о состоянии покрытия, которые могут искусственно охлаждать до замерзания и нагревать до расплавления субстанцию на поверхности покрытия – то есть если на поверхности покрытия ранее были распределены химические реагенты, то точка замерзания раствора может быть ниже нуля

Основные требования к компонентам противогололедных смесей

  • Высокая эффективность при плавлении снега и разрушении льда, протекание реакций при низких температурах.
  • Минимальные расход  и потери при использовании.
  • Безвредность (нетоксичность) для человека и окружающей среды.
  • Пожаро- взрывобезопасность.
  • Отсутствие вредного воздействия на дорожные покрытия, металл, резину, кожу.

По агрегатному состоянию противогололедные средства делятся на жидкие и гранулированные. Их общим свойством является снижение температуры таяния льда или снега. При этом жидкие препараты применяются при температуре -5°С и ниже до выпадения осадков, поскольку при их попадании на уже образованную ледяную корку на некоторое время возрастает аварийность. Ситуация становится вновь полностью управляемой после полного растворения льда. Жидкие реагенты удобны для обработки больших площадей.

Твердые и жидкие ПГР

Современные антигололедные реагенты выпускаются в жидком и твердом (сыпучем) состоянии, различаются составом и содержанием основных компонентов, твердые смеси могут быть в гранулированном виде. Поставляются такие реагенты под разными торговыми названиями, например, Айсмелт, Геодор, Бишофит и др., но основными действующими веществами являются хлориды металлов – натрия, кальция или магния. Твердые материалы удобны в применении и рассыпаются на обледенелую поверхность, а жидкие растворы используются до выпадения обильных  осадков и распределяются спецтехникой на больших территориях, что обеспечивает высокую эффективность ПГР.

Гранулированные средства допускается применять во время выпадения снега и температуре около 0° С. Они не требуют использования специальной техники. При попадании реагента на снег или лед он начинает поглощать влагу и переходит в жидкое состояние. Этот процесс сопровождается выделением тепла, которое способствует таянию снега или льда.

Оптимальное содержание солей в готовых растворах составляет: 23% NaCl и 25-27%  CaCl2. Такой состав имеет низкую температуру начала кристаллизации, но при этом не образует осадков в емкостях и наростов в трубах, выдерживает хранение и транспортировку до -20ºС (растворы с NaCl) и до -30ºС (растворы с CaCl2). Для хранения растворов используются коррозионностойкие емкости из армированного пластика объемом от 5 до 50 м³.

В настоящее время существует много различных средств для борьбы со снегом и льдом:

  • Айсмелт можно смело отнести к разряду популярных. Это гранулированный многокомпонентный препарат, в состав которого входит 75-85% хлористого натрия и 15-25% хлористого кальция. Он чаще всего применяется при температуре до -20°С. К преимуществам айсмелта следует отнести отсутствие в его составе тяжелых металлов. Он не оставляет следов на асфальте и не вреден для растений.
  • Часто используется хлористый кальций. Он относится к гранулированному виду и предназначен для обработки дорог и тротуаров. Препарат отличается высокой плавящей способностью и низкой коррозионной активностью. Он не разрушает бетонное покрытие и его можно использовать до -34°
  • Хлористый натрий больше известен под названием «техническая соль». Существует определенная зависимость его количества, необходимого для расплавления 1 г льда.
  • Суммарно на 1 м2 льда при его толщине 1 мм требуется 50-150 г дорожной соли. Ее основными преимуществами является низкая цена и хорошая эффективность при температуре до -15° С. При этом хлористый натрий вреден для обуви.
  • Модифицированный хлористый кальций является жидким препаратом. Он прекрасно проявил себя при температурах до -35° С, но при этом срок действия средства не более 3 часов. Помимо этого, препарат снижает коэффициент сцепления колес с асфальтом, действует разрушающе на обувь и способен вызывать аллергические реакции.
  • В состав бишофита входит порядка 70 элементов. Основными являются хлорид магния, кремний, железо, бром и йод. Он безопасен для живых организмов, не вредит обуви, но обладает коррозионными свойствами.

При выборе химического средства основное внимание следует обращать на его безопасность не только для автомобилей и дорожного покрытия, но и живых организмов или сооружений из бетона.

В статье используются материалы из следующих источников:

https://os1.ru/article/2252-sistema-preduprejdeniya-obledeneniya-dorojnyh-pokrytiy-avtomaticheskim-raspredeleniem-jidkih-reagentov-avtomaticheskie-protivogololednye-sistemy

http://www.ist-c.com/products/anti-icing-materials/

https://taxi-pesok.ru/stati/slozhnyy-vybor-himicheskie-protivogololednye-reagenty-ili-dorozhnaya-sol