Асфальтобетонное покрытие является важнейшим элементом дорожной одежды автомобильной дороги, воспринимающие на себе все нагрузки от проезжающих автомобилей и изменения погодных условий. Асфальтобетон, не зависимо от внешних факторов, всегда должен обеспечивать требуемый и расчётный для данных условий уровень надежности и иметь характеристики не ниже нормативных значений, так как от этого зависит безопасность дорожного движения, а значит и жизни людей.
Любой строительный материал, с целью проверки соответствия показателям, утвержденным технической документацией, должен подвергаться испытаниям, после проведения которых, производитель получает сертификат соответствия, подтверждающий качество выпускаемой продукции. Рассмотрим детальнее каким же образом происходит процесс контроля, и какие именно свойства подвергаются необходимой проверке.
Эксперты советуют, в первую очередь, определить качество асфальтобетонных смесей. Строительная лаборатория всегда готова определить качество асфальтобетонного смесителя, взятого прямо из производства. На сегодняшний день лаборатории готовы провести испытания, исходя из соответствующих стандартов.
Специалисты объясняют процесс осуществления услуги лабораторные испытания асфальтобетонной смеси. В частности, для этого процесса специалисты прибегают к методу выжимки. Это является необходимым условием для выполнения полноценного строительства того или иного сооружения.
Какие компоненты входят в состав асфальтобетонной смеси? Ее основные типы.
Согласно ГОСТ 9128-2013, основными компонентами асфальтобетонных смесей являются: щебень, песок, минеральный порошок и битум.
В зависимости от вида минеральной составляющей (каменного материала) асфальтобетонные смеси разделяются на: щебеночные, гравийные и песчаные. По крупности зерен выделяют: крупнозернистые, мелкозернистые, песчаные. В зависимости от используемого битума и температуры при укладке смеси бывают горячие и холодные.
Методы испытаний асфальтобетонного покрытия согласно ГОСТу, подразделяются на виды (зависит от плотности составной части) и основываются на индивидуальной обработке бетонной смеси:
- Определение плотности по среднему показателю;
- Определение общей массы состава;
- Процесс подготовки к динамическому испытанию заключен в отборе трех образцов для тестирования;
- Далее проводят испытания методом взвешивания и погружения образцов в воду;
- Последняя стадия заключена в обработке полученных результатов теста.
Немаловажную роль также играет определение уровня сдвигоустойчивости. Ведь данный показатель поможет выяснить, возможно ли колееобразование на дорожном покрытии. В мире достаточно популярна практика выяснения уровня колееобразования путем прокатывания колеса. Этот метод известен как «Колесо». Но перед тем как отправить асфальтобетонную смесь на испытание, необходимо приготовить ее на специальном оборудовании, известном как секторный уплотнитель.
Это устройство пытается воссоздать из смеси максимально похожую на асфальтобетон конструкцию. Отметим, что реальный образец асфальтобетона получается только после уплотнения его специальным оборудованием, прежде всего, катками. Впоследствии данный образец и проходит испытание методом «Колеса». Тем самым, эксперты пытаются максимального сходства с реальными условиями сооружения асфальтобетона.
Плотность асфальтобетонной смеси
Общая плотность асфальтобетонного состава устанавливается двумя способами:
Расчетным методом.
На основании средних показателей от общей массы минеральной части состава и других содержащихся веществ в асфальтобетоне рассчитывают общую плотность по формуле:
[ p^a=frac{q_m+q_в}{frac{q_m}{p^о}+frac{q_в}{p^в}} ]
Средний показатель двух образцов, с расхождением не более 0,01 г. на куб. сантиметр вносят в результат теста.
Пикнометрическим методом.
В первом случае обработанные пробы погружают в сосуд с водой и смачивателем, заполненным на 1/3. Полученную смесь размешивают и помещают в вакуумный прибор. Выдерживают при температуре 20 градусов Цельсия, доливают дистиллированную воду и вынимают через 30 минут. Плотность находят по формуле:
[ p^a=frac{g_0p^в}{g_0+g_1+g_2} ]
Высокоплотные смеси характеризуются содержанием щебня в количестве не менее 50-70%. Высокопористая смесь подразделяется, в свою очередь, на высокопористую песчаную и щебеночную.
Гравийные и щебеночные смеси (холодные) подразделяют на типы Бх и Вх в соответствии с содержанием щебня в их составе.
Коэффициент уплотнения асфальтобетона в покрытии – это отношение средней плотности образцов из покрытия (кернов или вырубки) к средней плотности образцов, переформованных из тех же кернов или вырубок.
Для определения коэффициент уплотнения асфальтобетона, как сказано выше, отбираются керны, по которым проводятся все необходимые испытания, в том числе определяется средняя плотность образца, затем они разрушаются и используются для изготовления переформованных образцов. Переформованные образцы — это образы, созданные при помощи форм и пресса из материала, взятого с покрытий автомобильных дорог и являющиеся показательными, так как были созданы идеальные условия для создания максимальной плотности. После создания переформованных образцов у него также определяется средняя плотность. Отношение средней плотности образца взятого из покрытия к средней плотности переформованного образца и называется коэффициентом уплотнения асфальтобетона.
Очень часто эксперты также прибегают к методу динамических испытаний асфальтобетонного покрытия. В частности, принято приложить на асфальтобетонное покрытие динамическую нагрузку. Этот метод достаточно широко известен среди экспертов строительных лабораторий.
Следует учитывать, что для испытаний эксперты принимают образцы асфальтобетона различных типов. После этого специалисты начинают испытывать образцы при помощи различных нагрузок. При этом режим нагрузок попеременно изменяется. Эти испытания позволяют выяснить и степень жесткости, и многие другие характеристики.
Еще одним признанным методом испытаний асфальтобетона является контроль за образцами асфальтобетонов при отрицательных температурах. Это качество является одним из первостепенных при строительстве асфальтобетонов. В условиях морозов России важно знать, как поведет себя асфальтобетонное покрытие. Любой материал может изменить свойства при уменьшении температуры. Так получается и с асфальтобетонами, при низкой температуре асфальт может быть менее хрупким или менее устойчивым к нагрузкам.
Данный материал должен иметь высокое качество, ведь от него зависит движение транспортных средств. Именно поэтому необходимо перед строительными работами отправить образцы асфальтобетона на серьезные лабораторные исследования. Но с течением времени усовершенствуются методы испытаний асфальтобетонов, что только позволяет приспособить технологии к сегодняшним транспортным средствам. Тем самым, в строительных работах важно в первую очередь испытанный качественный материал.
В статье используются материалы из следующих источников:
https://kafmt.ru/primenenie/ispytanie-asfaltobetona-metody-laboratornyh-ispytanij.html
https://centerekspert.ru/ispytatelynaya-laboratoriya/ispytanie-asfalytobetona
https://beton-house.com/vidy/asfaltobeton/laboratornye-ispytaniya-asfaltobetona-258
https://mosstroylab.ru/asfaltobeton