Счетная палата выяснила, что из 264 технологий и материалов, которые применялись при строительстве и ремонте автодорог в 2018-2020 годах и формально относились к новым, 63% оказались устаревшими. К такому выводу пришел аудитор Валерий Богомолов, который проанализировал действующие технологии.
Ключевыми показателями развития дорожного хозяйства является увеличение межремонтных сроков, повышение безопасности дорожного движения, обязательной разработкой, внедрение и тиражирование новых технологий в дорожной сфере в целях эффективного использования средств федерального бюджета.
На сегодняшний день более половины инновационных технологий и материалов, которые использовались в 2018–2020 годах на автомобильных дорогах федерального значения, оказались без каких-либо инновационных элементов.
В результате проведенного анализа выявлены недостатки при разработке и использовании новых технологий и материалов в дорожном хозяйстве, а также выработан ряд предложений по их устранению. На период 2014–2030 годов ключевой задачей транспортного комплекса является переход к инновационному типу развития, предполагающему создание новых технологий, технологических решений и материалов (далее – новые технологии и материалы), их совершенствование и использование.
В счётной палате заявили об отсутствии базы благоприятной для создания и последующего применения инноваций. По мнению аудиторов, этому мешают такие проблемы как:
- отсутствие государственного органа, отвечающего за создание благоприятных условий для разработки новых технологий и материалов и их последующего применения в дорожном хозяйстве;
- отсутствие планомерных и систематизированных отечественных фундаментальных и поисковых научных исследований, а также официальных опытно-экспериментальных полигонов;
- отсутствие общего порядка разработки и внедрения новых технологий и материалов для дорожного хозяйства с исчерпывающим перечнем необходимых документов и согласований;
- исключение новых технологий и материалов из проектной документации по результатам государственной экспертизы;
- отсутствие мониторинга результатов применения новых технологий и материалов с последующей оценкой их эффективности по качественным и количественным показателям.
На сегодняшний день новые технологии и материалы применяются на дорогах общего пользования без подтверждения их экономической эффективности. В период 2014–2020 годов Федеральному дорожному агентству (далее также – Росавтодор) на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) выделено 3 625,4 млн рублей. Однако весь объем средств был направлен исключительно на разработку стандартов, методических и аналитических документов. В дорожном хозяйстве не определены общие приоритеты инновационного развития, в связи с этим отсутствует единый документ стратегического планирования в указанной сфере.
На федеральном уровне осуществляются две параллельные практики согласования стандартов организаций на инновационную продукцию, это приводит к необходимости дублирования испытаний технологий и материалов.
В рамках совершенствования нормативно-правовой базы развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве:
на уровне Правительства Российской Федерации не разработан порядок внедрения новых материалов и технологий в строительстве с исчерпывающим перечнем документов и согласований, позволяющих легитимно применять новые материалы и технологии, а также не переработаны действующие методы оценки эффективности проектных решений с переходом к оценке на основе стоимостного анализа жизненного цикла автомобильной дороги.
На уровне Минтранса России и Росавтодора не разработаны механизм опытноэксплуатационного внедрения инновационной продукции производителями, поставщиками, разработчиками на объектах дорожного хозяйства с учетом разделения ответственности за эксплуатационное состояние инновационной продукции в период срока ее службы и механизм стимулирования разработки и внедрения инновационных и импортозамещающих материалов и технологий. Также не созданы опытно-экспериментальные полигоны внедрения новых технологий и материалов в дорожном хозяйстве в различных природно-климатических зонах Российской Федерации и опытно-экспериментальные работы по натурным испытаниям конструкций и элементов искусственных сооружений в целях разработки эффективных решений по продлению сроков службы мостов с учетом возросших транспортных нагрузок.
Из-за отсутствия единого государственного материаловедческого института в области дорожного строительства проводимые в стране исследования, методики оценки свойств материалов, требования к механическим и эксплуатационным характеристикам носят разрозненный характер39. Ограниченное количество новейших технологий и материалов разрабатывается непосредственно производителями. По оценкам экспертов, бюджетные средства, которые с низкой эффективностью расходуются на написание многочисленных нормативных документов, целесообразно направить на исследования, выполняемые по темам, связанным с предметом будущего нормирования. Только на основе результатов указанных исследований может быть разработан нормативный документ.
Министерство транспорта предложило Счётной палате нормативно закрепить терминологию, определить порядок применения новых технологий, материалов и конструкций и проанализировать все уже действующие дорожные методические документы.
В статьи используются материалы из следующих источников:
https://www.interfax.ru/russia/785064
https://www.pnp.ru/economics/koordinatorom-innovaciy-v-dorozhnom-khozyaystve-predlozhili-naznachit-mintrans.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
https://ach.gov.ru/upload/iblock/67d/ap67p4spuhjz179h0jbnjtb66pvlptlc.pdf
https://www.rbc.ru/society/29/07/2021/6101f5dc9a79475e5244527e