Популярность железобетонных мостов объясняется многочисленными преимуществами. Такие капитальные сооружения наделены всеми достоинствами железобетона, такими как прочность, стойкость к любому типу воздействий, нетребовательностью к уходу в отличие от стальных сооружений. Правильное проектирование и качественное выполнение всех стадий строительства минимизируют расходы по содержанию железобетонной конструкции. Железобетонные мосты имеют одну главную особенность — невысокий расход металла в сравнении со стальными изделиями.

Такие мосты отличаются своими архитектурными достоинствами и более экономичными показателями и, как правило, используются для перекрытия больших, гигантских и супергигантских пролетов. Вантовые и висячие пролеты находят применение преимущественно в системе автодорожных и городских мостов.

Железобетон – это комплексный строительный материал, состоящий из бетона и стальной арматуры (1–4 %), работающих совместно под нагрузкой. При распределении функций между бетоном и арматурой предусматривают условие, при котором бетон обеспечивает работу конструкций в основном в сжатой, а стальная арматура – в растянутой зонах.

Преимущества и недостатки:

Железобетонные мосты обладают массой достоинств, которые стимулируют к дальнейшему их строительству. Основными из них являются:

  • Усиление прочности бетонного стройматериала со временем.
  • Надежность, долговечность сооружений, относительная простота обслуживания.
  • Использование доступных и дешевых компонентов — песка, гравия.
  • Способность выдерживать динамические нагрузки.
  • Монолитность конструкций и высокая жесткость.
  • Отсутствие необходимости антикоррозийной обработки, окрашивания.
  • Огнеупорность.
  • Устойчивость к атмосферным воздействиям.
  • Технологии строительства механизированы, что снижает трудоемкость и энергозатраты.

Конструктивные формы железобетонных пролетных строений. Железобетонная балка моста

При сооружении больших и внеклассных железобетонных автодорожных мостов русловую судоходную часть реки перекрывают, как правило:

  • балочно-консольными,
  • рамно-консольными,
  • рамно-подвесными
  • арочными
  • неразрезными пролетными строениями большой длины.

Балочные железобетонные разрезные пролетные строения:

Пойменные и несудоходные участки реки с одного или двух берегов перекрывают балочными в большинстве случаев разрезными пролетными строениями.

Балочные мосты являются наиболее простыми по конструкции и удобными в постройке благодаря несложным формам пролетных строений, малым размерам опор и возможности применения экономичных типов оснований.

Разрезная конструкция позволяет наиболее полно удовлетворить основным требованиям, предъявляемым к сборным балкам индустриального изготовления. Пролетные строения такого типа обычно используются при сооружении автодорожных мостов с пролетами до 42 и реже 65 — 70 м. При строительстве железнодорожных мостов балочные железобетонные разрезные пролетные строения имеют преимущественное применение при пролетах величиной до 33 м.

Разновидности поперечных сечений автодорожных мостов:

Разнообразие условий сооружения автодорожных мостов, связанное с необходимостью обеспечить различные ширину проезда и строительную высоту конструкций, привело на практике к созданию многочисленных вариантов поперечных сечений пролетных строений.

При проектировании балочных пролетных строений уделяется большое внимание выбору оптимальной высоты балок и расстоянию между ними в поперечном сечении. Проектными и научно-исследовательскими институтами рассмотрены и проанализированы различные варианты унифицированных пролетных строений.

На основе проведенного анализа в дальнейшем балки автодорожных мостов рекомендуются для пролетов 33 м высотой 170 см и для пролетов 42 м — 210 см. Расстояния между балками дифференцированы в зависимости от величины пролетов.

Проектирование железобетонных мостов

Работы по возведению моста включают 2 этапа:

  1. Проектировщики изучают целесообразность постройки и экономические возможности в рассматриваемом регионе, выбирают вариант путепровода.
  2. Вырабатывают скрупулезный технический проект, включающий чертежи для всех составляющих сооружения.

Проектирование железобетонного моста требует творческого подхода. Инженерам в своей работе предстоит учесть условия производства монтажных блоков, их транспортировки, возведения и соединения. С финансовой точки зрения, необходимо обеспечить максимальный срок эксплуатации моста при возможно минимальной стоимости, трудо- и энергозатратах. Основные проблемы, которые надо решить, создавая проект балочного строения с пролетами:

  • тип поперечного сечения пролета;
  • способ объединения монтажных блоков;
  • определение размеров поперечных сечений и компонентов конструкции;
  • варианты арматуры для главных балок, чертежи их расположения в камне;
  • необходимость предварительного напряжения;
  • типы вспомогательных деталей (перила, бордюры, деформационные швы, конструкция на опоры).

В статье используются материалы из следующих источников:

https://znaybeton.ru/soorugeniya/drugie/zhelezobetonnye-mosty.html

https://studfile.net/preview/6162320/page:5/

https://stroyone.com/stroitelstvo-mostov/zhelezobetonnye-mosty.html

https://betonzavod-info.com/elementy-zhelezobetonnogo-proletnogo-stroeniya-mosta/

https://kladembeton.ru/sooruzheniya/esche/zhelezobetonnye-mosty.html