Популярность железобетонных мостов объясняется многочисленными преимуществами. Такие капитальные сооружения наделены всеми достоинствами железобетона, такими как прочность, стойкость к любому типу воздействий, нетребовательностью к уходу в отличие от стальных сооружений. Правильное проектирование и качественное выполнение всех стадий строительства минимизируют расходы по содержанию железобетонной конструкции. Железобетонные мосты имеют одну главную особенность — невысокий расход металла в сравнении со стальными изделиями.
Такие мосты отличаются своими архитектурными достоинствами и более экономичными показателями и, как правило, используются для перекрытия больших, гигантских и супергигантских пролетов. Вантовые и висячие пролеты находят применение преимущественно в системе автодорожных и городских мостов.
Железобетон – это комплексный строительный материал, состоящий из бетона и стальной арматуры (1–4 %), работающих совместно под нагрузкой. При распределении функций между бетоном и арматурой предусматривают условие, при котором бетон обеспечивает работу конструкций в основном в сжатой, а стальная арматура – в растянутой зонах.
Преимущества и недостатки:
Железобетонные мосты обладают массой достоинств, которые стимулируют к дальнейшему их строительству. Основными из них являются:
- Усиление прочности бетонного стройматериала со временем.
- Надежность, долговечность сооружений, относительная простота обслуживания.
- Использование доступных и дешевых компонентов — песка, гравия.
- Способность выдерживать динамические нагрузки.
- Монолитность конструкций и высокая жесткость.
- Отсутствие необходимости антикоррозийной обработки, окрашивания.
- Огнеупорность.
- Устойчивость к атмосферным воздействиям.
- Технологии строительства механизированы, что снижает трудоемкость и энергозатраты.
Конструктивные формы железобетонных пролетных строений. Железобетонная балка моста
При сооружении больших и внеклассных железобетонных автодорожных мостов русловую судоходную часть реки перекрывают, как правило:
- балочно-консольными,
- рамно-консольными,
- рамно-подвесными
- арочными
- неразрезными пролетными строениями большой длины.
Балочные железобетонные разрезные пролетные строения:
Пойменные и несудоходные участки реки с одного или двух берегов перекрывают балочными в большинстве случаев разрезными пролетными строениями.
Балочные мосты являются наиболее простыми по конструкции и удобными в постройке благодаря несложным формам пролетных строений, малым размерам опор и возможности применения экономичных типов оснований.
Разрезная конструкция позволяет наиболее полно удовлетворить основным требованиям, предъявляемым к сборным балкам индустриального изготовления. Пролетные строения такого типа обычно используются при сооружении автодорожных мостов с пролетами до 42 и реже 65 — 70 м. При строительстве железнодорожных мостов балочные железобетонные разрезные пролетные строения имеют преимущественное применение при пролетах величиной до 33 м.
Разновидности поперечных сечений автодорожных мостов:
Разнообразие условий сооружения автодорожных мостов, связанное с необходимостью обеспечить различные ширину проезда и строительную высоту конструкций, привело на практике к созданию многочисленных вариантов поперечных сечений пролетных строений.
При проектировании балочных пролетных строений уделяется большое внимание выбору оптимальной высоты балок и расстоянию между ними в поперечном сечении. Проектными и научно-исследовательскими институтами рассмотрены и проанализированы различные варианты унифицированных пролетных строений.
На основе проведенного анализа в дальнейшем балки автодорожных мостов рекомендуются для пролетов 33 м высотой 170 см и для пролетов 42 м — 210 см. Расстояния между балками дифференцированы в зависимости от величины пролетов.
Проектирование железобетонных мостов
Работы по возведению моста включают 2 этапа:
- Проектировщики изучают целесообразность постройки и экономические возможности в рассматриваемом регионе, выбирают вариант путепровода.
- Вырабатывают скрупулезный технический проект, включающий чертежи для всех составляющих сооружения.
Проектирование железобетонного моста требует творческого подхода. Инженерам в своей работе предстоит учесть условия производства монтажных блоков, их транспортировки, возведения и соединения. С финансовой точки зрения, необходимо обеспечить максимальный срок эксплуатации моста при возможно минимальной стоимости, трудо- и энергозатратах. Основные проблемы, которые надо решить, создавая проект балочного строения с пролетами:
- тип поперечного сечения пролета;
- способ объединения монтажных блоков;
- определение размеров поперечных сечений и компонентов конструкции;
- варианты арматуры для главных балок, чертежи их расположения в камне;
- необходимость предварительного напряжения;
- типы вспомогательных деталей (перила, бордюры, деформационные швы, конструкция на опоры).
В статье используются материалы из следующих источников:
https://znaybeton.ru/soorugeniya/drugie/zhelezobetonnye-mosty.html
https://studfile.net/preview/6162320/page:5/
https://stroyone.com/stroitelstvo-mostov/zhelezobetonnye-mosty.html
https://betonzavod-info.com/elementy-zhelezobetonnogo-proletnogo-stroeniya-mosta/
https://kladembeton.ru/sooruzheniya/esche/zhelezobetonnye-mosty.html