Ориентируясь на конкретный результат, дорожные службы применяют самые современные технологии строительства, в результате чего население получает возможность пользоваться автомобильными дорогами идеального качества. Современная дорожная сеть сама помогает выбрать верное направление и не попасть в дорожно-транспортное происшествие.

Если говорить о технологиях дорожного строительства, которые существуют сегодня в мире, то можно выделить две альтернативы: американская технология (как высокопроизводительная и прогрессивная) и европейская (консервативная). Примечательно, что европейцы уже приступили к разработке перехода на «американскую» технологию дорожного строительства.

Если сопоставить строительство автомобильных дорог в США и Европе, то можно увидеть следующую картину:

  • Для Европы характерны более стабильные климатические условия и небольшие температурные колебания. Компактное расположение городов здесь нуждается в скоростных широких магистралях ограниченной длины, которые рассчитаны на большое количество небольших транспортных средств.
  • В Штатах, наоборот, большие расстояния между городами и разнообразные климатические условия (от засушливых тропических до арктических). Вместе с тем, дороги большой протяженности рассчитаны на сравнительно небольшое количество тяжелых транспортных средств. Подобную картину мы можем наблюдать и в российских реалиях.

Россияне, кому довелось прокатиться по американским дорогам, никогда не забудут степени испытанного удовольствия – качество межштатных автомагистралей вызывает бурю восторженных эмоций и положительных эпитетов.

Многие страны сегодня используют именно американские технологии сооружения скоростных магистралей. Чем же так хороши дороги в Штатах?

В свое время, правительство США подошло со всей ответственностью к необходимым дорогостоящим исследованиям в сфере дорожного строительства. Масштабные инвестиции в инженерные разработки и в организацию строительного процесса не прошли даром – сегодня у американцев лучшая в мире система межштатных магистралей, отвечающая самым высоким эксплуатационным характеристикам.

В Соединенных Штатах Америки большая часть особо значимых и значимых магистралей строится по проверенной десятилетиями строительной технологии. В строительстве используется монолитный цементобетон, что обеспечивает полотно высокой степенью прочности, долговечностью и неприхотливостью к нагрузке.

При укладке подушки для дороги (в качестве которой преимущественно используется гравий, глина и песок), каждый ее слой утрамбовывается особенно тщательным образом и обрабатывается химическими реагентами. Благодаря этому, в течение всего срока службы дороги, не изменяется коэффициент содержания воды в подушке – это не позволяет ей проседать со временем. Далее, на подушку укладывается двойной слой асфальта и только после этого начинается монтаж арматуры для бетонного полотна и, непосредственная заливка бетонной смеси.

Разумеется, такая технология строительства дорог несет в себе высокие траты – к примеру, стоимость одного километра американской автомагистрали в пересчете на российские рубли составляет порядка 270 млн. рублей. Для сравнения, в России 1 км федеральной трассы обходится в 47-48 млн. рублей. Эти цифры позволяют нам судить о разнице в качестве дорог.

Европейские технологии

Несмотря на то, что европейская технология строительства дорог считается консервативной, такие страны, как Португалия, Австрия, Франция и Нидерланды занимают 2, 3, 4 и 5-ю строчки рейтинга стран с лучшими дорогами, а немецкие автобаны уже давно по достоинству оценили миллионы автолюбителей со всего мира.

В целом, американская и европейская технология строительства дорог – схожи. Основная особенность европейских дорог – огромная, прочная подложка под асфальт (до 2 метров), состоящая из нескольких слоев различных материалов. На нее укладывается слой бетона и далее асфальт.

Европейцы подходят к делу в соответствии со свойственным им менталитетом  – работа выполняется тщательно, кропотливо и неспешно. Граждане европейских государств относятся к дорогам традиционно бережно, а специальные службы ведут постоянный мониторинг технического состояния дорог и надзор за грузооборотом.

Традиционные технологии в России

Безусловно, освоение и внедрение новых технологий в сфере дорожного строительства заметно облегчает труд рабочих и повышает качество дорожного покрытия. И уже сегодня можно смело говорить о том, что и в нашей стране активно внедряются инновационные технические решения, влияющие на качество и срок службы автомобильных дорог:

  • Повышается уровень выполнения строительных работ.
  • Совершенствуется техническое оснащение.
  • Своевременно выполняются мелкие ремонтные работы.
  • Соблюдается регламент эксплуатации дорог.
  • Применяются современные материалы и оборудование (битумные смеси, ручные заливщики швов, гудронаторы и прочее).

В перспективе до 2030 года по прогнозам «РБК Исследования рынков» в России ожидается строительство и реконструкция 31 200 км федеральных и региональных автомобильных дорог, в том числе скоростных дорог и автомагистралей. При сохранении практик строительства дорог с применением только битумных вяжущих к 2025 году до 63% нефтяных дорожных битумов, производимых в России, будет направляться на строительство новых участков дорог и реконструкцию существующих. При таких условиях битума не хватит на текущий ремонт обширной российской дорожной сети. Помочь достижению поставленных целей в области дорожного строительства может внедрение современных технологий строительства дорожных покрытий и оснований из цементобетона, которые обеспечивают как минимум 50-60% экономию средств на 30-летнем периоде жизненного цикла дорог. Как увеличить сроки службы дорожных одежд и покрытий и одновременно снизить затраты на строительство, ремонт и содержание дорог? В чём преимущество цементобетонных покрытий и почему их практически нет в России? Как обеспечить безопасность дорожного движения? Каких технологий не хватает российскому дорожному строительству? Ответы на эти и другие вопросы обсудят представители власти и ведущие эксперты рынка.

В рамках конференции будет представлена презентация «РБК Исследования рынков», раскрывающая перспективы развития технологии строительства автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями в России.

В статье используются материалы из следующих источников:

https://asfaltok.ru/sovremennye-tehnologii-dorozhnogo-stroitelstva/

https://bc.rbc.ru/event/5f5611769a794747aa3e8ca6

https://autosila24.ru/dorozhnoe-hozyajstvo/tehnologii/81839-innovatsionnye-tehnologii-v-dorozhnom-stroitelstve/