Тема строительства цементобетонных дорог в России в последние годы все чаще обсуждается в экспертном сообществе. 

Технология давно не новая она была практически не востребована дорожной отраслью многие десятилетия. Все это время она совершенствовалась в других странах и сегодня возвращается уже в принципиально ином виде. 

Большая часть российской сети автомобильных дорог регионального значения была построена 20-30 лет назад, и сейчас ее состояние не соответствует современным требованиям. Остроту проблемы призвана снять реализация нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры на период до 2024 года.

Минтранс России предложил с 2025 года сосредоточить усилия на приведении в нормативное состояние наиболее важных региональных дорог, которые будут включены в опорную сеть РФ. Основная цель — довести до нормативного состояния 85% этих дорог к 2030 году.

Правительством РФ утверждена Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, где указано, что к 2030 году доля ввода в эксплуатацию дорог с цементобетонным покрытием в общем объеме строительства должна составлять до 50%.
Профессиональное сообщество ждет от таких дорог повышенных эксплуатационных характеристик: достижения продолжительных межремонтных сроков, повышения безопасности за счет отсутствия пластической колеи, увеличения объемов грузовых перевозок (благодаря повышенной нагрузки на ось), улучшения видимости на дороге в темное время суток, а также экономической привлекательности строительства за счет долговечности таких покрытий.

На сегодняшний день в Забайкальском крае ряд участков федеральной автодороги А-350 Чита — Забайкальск построены с применением цементобетона, и их состояние до сих пор не вызывает нареканий специалистов.

Поскольку дорожное строительство — материалоемкое производство (с высокой долей затрат на сырье и основные материалы), то важнейшее значение в определении стратегических шагов в выборе технологии имеет ресурсная база.

В настоящее время загрузка действующих цементных производств составляет 45–50%. Если будет достигнуты заявленные показатели нацпроектов, то этот показатель вырастет до 90%.

Дорожные специалисты сравнили конструкции асфальтобетонных и цементобетонных дорог. Толщина асфальтобетона должна составлять 28–30 см, чтобы межремонтные сроки эксплуатации автодороги достигли 24 лет. Для цементобетонных дорог достаточно толщины слоя 26–28 см, но проектировщики взяли все 50 см, и даже при таком запасе цементобетонная дорога оказалось дешевле по стоимости с учетом жизненного цикла.

Из ключевых недостатков будущих дорог - нет однозначного ответа, как устранять дефекты цементобетона. В случае брака подрядчик будет вынужден убрать весь бетон и положить его заново. К тому же обучить кадры и закупить дорогостоящее оборудование просто невозможно, если не применять эту технологию масштабно. Получается порочный круг: нет спроса (государственного заказа) — нет предложения.

В целом для внедрения этой технологии в жизнь потребуется развивать нормативную базу (в том числе обеспечить гармонизацию с требованиями всех регламентов таможенного союза), повысить уровень технической оснащенности заказчиков и подрядчиков, наладить кадровую подготовку и минимизировать экономические риски при несоблюдении технологии.