https://www.if24.ru/v-rossii-budut-umnye-dorogi/
02.07.2021
Цифровизация дорожно-транспортной отрасли в последние годы значительно шагнула вперед, начиная с процессов проектирования и заканчивая готовым участком трассы.
Основная цель диджитализации отрасли это создание безопасного дорожного движения на любой дороге, от региональных до трасс федерального значения. Дорожно-строительные организации из года в год внедряют новые разработки непосредсвенно в процесс ремонта и строительства новых автомагистралей.
С этого года в России стартовал национальный проект "Безопасные и качественные дороги". Согласно нормативам этого проекта все автомобильные дороги в будущем станут интеллектуальными. Центр организации дорожного движения будут в режиме онлайн мониторить ситуации на дорогах.
Чтобы ускорить темпы реализации федерального плана, к нему должно присоединиться как можно больше крупных игроков дорожно-строительной области. ДСК «Автобан» реализовал ряд IT-проектов, чтобы организовать эффективный и прозрачный контроль техники и механизмов, мониторинг дорожно-строительных работ в режиме реального времени. В составе компании создано специальное подразделение «Автобан-Диджитал», которое реализует цифровые инициативы, разрабатывает диджитал-продукты. Цель нового подразделения — автоматизация и цифровизация процессов в дорожной отрасли и методологическое сопровождение уже реализованных проектов, чтобы в результате получить качественный результат с минимальными затратами, как финансовыми, так и временными.
С недавних пор в отрасли появилось понятие - цифровой двойник. Они предоставляют актуальную информацию о проекте, его статусе и связанных с ним рисках. Очень важный момент: цифровая модель дороги остается актуальной и после завершения строительства, она становится элементом умной дороги: учитывает трафик, окружающую среду, различные воздействия на дорожное полотно на протяжении всего жизненного цикла.
Что на данный момент умеют умные дороги? К примеру, датчики, встроенные в дренажную систему, в сочетании с системой видеонаблюдения и другими данными, такими, как интенсивность и продолжительность дождя, могут использоваться для выявления и устранения проблемы с дренажем до того, как шоссе затопит. Умная дорога самостоятельно может решить проблему ещу до ее появления.
Цифровой двойник создается по средствам BIM-технологий. Building Information Modeling — это информационные модели строительства, которые позволяют создать самую полную модель будущей дороги с учетом всех нюансов строительства, особенностей эксплуатации, а также оптимизировать себестоимость строительства. Единая информационная модель объекта объединяет модели местности, коммуникаций, линейных участков, инженерных сетей, сооружений.
Информационное моделирование в дорожной отрасли изменил методику планирования, строительства и последующей эксплуатации дорог уже сегодня.
Чтобы дорожное полотно было максимально ровным, ДСК «Автобан» применяет 3D-нивелирование. Современная техника, оснащенная датчиками и связью со спутниковыми системами, обеспечивает высокую точность укладки дорожного покрытия, улучшая качество всех слоев. 3D-нивелирование существенно повышает качество строительства, увеличивает его темпы, сокращает объем геодезических работ, помогает экономно расходовать материалы, минимизировать влияние человеческого фактора и снизить затраты.
Еще одна тенденция — это тестирование дорог на небольших участках. Проверяются все параметры: материалы дорожного покрытия, освещение, навигация, поведение водителей. Для этого используются датчики, камеры и системы, воспроизводящие разные условия. Такие «дорожные лаборатории» активно применяются, например, в США. Тестирование участка дороги позволяет значительно снизить затраты на строительство целой магистрали.
Для подсчета трафика, обнаружения приезда общественного транспорта, определения типа проезжающих машин, занятости парковочных мест предлагается использовать специальные лазерные системы контроля. Это лазерная виброметрия, где применяется анализ отраженного сигнала.