Владимир Зорин: «Открываются новые возможности восстановления производства дорожно-строительных машин». После ухода с российского рынка целого ряда зарубежных производителей дорожно-строительного оборудования для наших предприятий, выпускающих его, появилась отличная возможность для возрождения собственного производства, наращивания объемов выпуска и расширения номенклатуры. 

О том, что нужно сделать производителям и как им может помочь государство, рассказал заведующий кафедрой «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» МАДИ, д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки России Владимир Зорин.

– Как можно охарактеризовать текущее состояние отечественной отрасли производства дорожных машин и оборудования?

– Российская отрасль производства дорожных машин и оборудования находится в состоянии реинкарнации, «второго рождения». Отрасль, успешно функционировавшая и развивавшаяся в период с 1960-х по 1990-е, прекратила существование из-за ориентации на зарубежные поставки. Подавляющее большинство отраслевых заводов подверглось приватизации, банкротству с утилизацией технологического оборудования и закрытию. Ряд ведущих отраслевых предприятий был скуплен за бесценок зарубежными компаниями с последовавшим изменением номенклатуры производимой продукции. 

Сегодня же, в результате ухода зарубежных компаний и прекращения поставок импортной продукции, открываются новые возможности для восстановления промышленного производства. Ключевые тенденции – это возрождение серийного производства современной многофункциональной энергоемкой дорожно-строительной техники и организация производства ответственных компонентов элементной базы, таких как двигатели внутреннего сгорания, электродвигатели, элементы гидропривода, автоматизированные системы управления, элементы трансмиссии.

– В чем заключаются особенности проектирования дорожно-строительных машин?

– Из-за широкой номенклатуры, включающей в себя более 1500 видов техники и оборудования, конструктивной сложности, вызванной многофункциональностью, и сравнительно небольшими объемами производства заводам-изготовителям трудно обеспечить экономически оправданную стоимость изделий машиностроения в существующей рыночной ситуации.

– Насколько технологична отрасль? Легко ли происходит внедрение новых технологий, выведение в массовое производство новых поколений техники?

– Дорожно-строительные машины – сложные изделия, для производства которых требуются современные конструкционные материалы, технологические процессы и высокоточное оборудование. Для приобретения и внедрения современных новых технологий необходимы серьезные капиталовложения с долговременными сроками окупаемости. Для организации массового производства дорожно-строительных машин со стабильным рынком их потребления необходим отраслевой подход в системе дорожного строительства и строительного машиностроения.

– Насколько широко применяются в разработке и производстве новых моделей дорожно-строительных машин системы автоматизированного цифрового проектирования?

– Современные методы промышленного дизайна и автоматизированного проектирования изделий широко представлены на рынке машиностроительных технологий. В рамках импортозамещения комплектующих и запасных частей дорожно-строительных машин применяются методы реверс-инжиниринга. Кафедра производства и ремонта автомобилей и дорожных машин МАДИ выполняет заказы машиностроительных предприятий по разработке конструкторской и технологической документации по результатам обратного инжиниринга. Современное оборудование и программное обеспечение позволяют по результатам 3D-сканирования разработать точную цифровую модель практически любой детали. Обоснование физико-механических и эксплуатационных свойств позволяет спроектировать новый конструкционный материал с заданными свойствами и разработать технологию изготовления детали. При этом рекомендуется замена металлических материалов на полимерные композиционные и применение аддитивных технологий производства с методами 3D-печати.

– Какой, на ваш взгляд, могла быть наиболее эффективная, с точки зрения развития производственных возможностей и повышения технологического уровня выпускаемой продукции, поддержка государством таких предприятий?

– Первое, что следует сделать государству, – это обеспечить гарантированный рынок сбыта для отечественных производителей дорожно-строительной техники. Также существенную поддержку им составили бы действия государственных структур по анализу рынка: какие модели, количество, необходимые технические характеристики, согласование с производителем возможности производства и цены, при необходимости обеспечение производителю требующегося количества комплектующих через госзаказ у другого поставщика, контроль качества произведенной продукции, выкуп продукции по согласованной цене и передача в эксплуатирующие организации, через Росавтодор или администрации, организация сервиса и снабжения. Второе – беспроцентное кредитование под залог выпускаемой продукции. Третье – льготное кредитование под 1–3% годовых на реорганизацию и расширение производства. Это приобретение оборудования, строительство и приобретение производственных площадей, модернизация технологических линий. Четвертое – обеспечение критичными комплектующими в нужном объеме, то есть максимальное содействие организации и расширению отечественных предприятий, производящих двигатели, электронику, гидравлику и другие узлы, необходимые для производства дорожно-строительных машин и оборудования.

– Что можно сказать о коммуникации предприятий, выпускающих дорожно-строительную технику, с самими дорожниками? Насколько производственники учитывают пожелания и замечания дорожников?

– В сфере дорожного строительства активно работают «Ассоциация «Р.О.С.АСФАЛЬТ» и «Ассоциация бетонных дорог», объединяющие большое количество крупных дорожно-строительных предприятий. Ежегодные конференции, проводимые этими ассоциациями, являются ценными источниками информации о потребностях в дорожно-строительной технике, ее функциональных и эксплуатационных характеристиках. Кроме того, учет замечаний представителей подрядных организаций позволяет машиностроителям своевременно вносить конструктивные изменения и совершенствовать дорожно-строительную технику.

В статье используются материалы из источника:

http://www.avtodorogi-magazine.ru/arkhiv/razdely/16-v-vypuske-zhurnala/653-vladimir-zorin-otkryvayutsya-novye-vozmozhnosti-vosstanovleniya-proizvodstva-dorozhno-stroitelnykh-mashin.html