Несмотря на то, что объемы дорожного строительства в целом сильно отстают от задач территориального развития и увеличения связности национальной территории, дорожная отрасль остается одним из ключевых драйверов экономики, особенно в период кризиса. Потребность в модернизации и новациях дорожной отрасли России, в частности через реализацию инфраструктурных проектов, обусловлена сегодня рядом проблемных аспектов:

Качество (уровень сетевого развития и эксплуатационные показатели) сети автомобильных дорог России кардинально отстает не только от развитых стран, но и стран БРИКС и стран Восточной Европы. По данным специалистов ВШЭ, страна терпит ущерб по всем «дорожным приоритетам»:

  • связность национальной территории;
  • ареал эффективного градостроительного освоения;
  • инфраструктура для грузовых перевозок;
  • среда обитания миллионов автомобилизированных домохозяйств.

Расходы консолидированного бюджета на дорожную деятельность составляют 2% от ВВП, а вклад частных инвестиций статистически незначим. По данным ЕИС более 50% торгов в сфере дорожной деятельности не состоялись по причине единственного участника закупки, что, с одной стороны, может свидетельствовать о низком уровне конкуренции и непривлекательных условиях государственных контрактов, а с другой – являться следствием недобросовестной конкуренции при проведении торгов на заключение государственных контрактов в сфере дорожной деятельности.

По данным опросов, больше всего компании озабочены:

  • заниженной стоимостью материалов проектно-сметной документации по сравнению с рыночной;
  • фактами несоответствия технического задания фактическим потребностям Заказчика;
  • фактами не передачи Заказчиком площадки для выполнения работ.

Около 60% компаний столкнулись в период 2014–2021 гг. с повторной экспертизой при проведении строительно-монтажных работ, из них 83% считают, что повторная экспертиза проектно-сметной документации отразилась самым негативным образом на финансовых показателях компании. Ежегодный ввод автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 2–2,5 тыс. км. В том числе дорог высших технических категорий – 200-300 км. Объемы дорожного строительства в целом не соответствуют задачам территориального развития и увеличения связности национальной территории. Объемы дорожного строительства в сегменте дорог высших технических категорий (10–15% от суммарного ввода) откладывают формирование скоростного автодорожного каркаса страны на неопределенную перспективу.

Курирующий дорожное строительство заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин в своих выступлениях не раз подчеркивал, что реализация инфраструктурных проектов способствует преодолению постпандемийных последствий в экономике и что именно инфраструктурное строительство может стать тем локомотивом, который потянет за собой рост во всех отраслях.

Действительно, необходимо учитывать, что дорожное строительство - драйвер спроса на строительные материалы, продукцию машиностроения и нефтепереработки.

Специалисты НАИК выделяют следующие ключевые факторы влияния дорожно-строительных компаний на социально-экономическое развитие:

  • Прямые эффекты от осуществления дорожной деятельности оцениваются в 2 трлн рублей, косвенные эффекты от осуществления дорожной деятельности составляют 1,1 трлн рублей (спрос в других отраслях).
  • В сфере строительства автомобильных дорог и железнодорожных путей занято более 350 тысяч человек.
  • С учетом мультипликатора в смежных отраслях занято еще около 490 тысяч человек.
  • Объем кредитов по виду деятельности «строительство инженерных сооружений» составляет 1% от общего объема банковских кредитов.

Эффекты в сопряженных отраслях - прямое отражение состояния рынка дорожных работ: рост рынка дорожных работ усиливает позитивные тенденции к развитию смежных отраслей, его стагнация (банкротство дорожно-строительных компаний) окажет значительный негативный эффект на развитие машиностроения, нефтепереработки, промышленности строительных материалов и, соответственно, реального сектора экономики в целом.

В 2021 году по нацпроекту комплексно обновили порядка 16,5 тыс. км дорог в 84 субъектах страны. В программу федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» 2021 года вошло более 6 тыс. объектов. В 2021 году более 66% всех контрактов по нацпроекту предусматривали использование современных технологий. В 2021 году доля контрактов, заключенных на принципах жизненного цикла, составила 31,2%.

В целях повышения уровня экономической связанности территорий страны с 2021 года в обновленную структуру нацпроекта включен новый федеральный проект - «Развитие федеральной магистральной сети». В программу его работ на 2021 год вошли 250 км федеральных трасс. До 2024 года планируется осуществить строительство и реконструкцию участков автодорог федерального значения общей протяженностью 1 810,6 км, из них Росавтодором - 1 440,5 км, ГК «Автодор» - 370,1 км.

Реализацией ключевых инфраструктурных проектов в сфере дорожного строительства занимается Федеральное дорожное агентство (далее – Росавтодор). В составе Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» Росавтодором осуществляется реализация входящих в состав Национального проекта «Безопасные качественные дороги» федеральных проектов.

Сегодня в числе приоритетных задач, которые стоят перед дорожной отраслью – реализация проектов, снимающих инфраструктурные ограничения для регионов. Это автомобильные обходы крупных городов, магистрали между областными центрами, подходы к федеральным трассам, ликвидация одноуровневых пересечений.

Кроме того, по данным Министерства транспорта, в период с 2016 по 2021 гг. было реализовано более 100 ключевых инфраструктурных проектов в сфере дорожного строительства в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (2018 – 2024 гг.), наиболее крупными из которых являются:

  • Открыта Центральная кольцевая автомобильная дорога – самый масштабный проект дорожной инфраструктуры Московского региона. Аварийность на МКАД снизилась на 15 %. Пересекает 13 федеральных автодорог. Построено 225 искусственных сооружений (55 мостов, 144 путепровода, 7 экодуков, 19 пешеходных переходов) и 18 транспортных развязок. Протяженность - 336,5 км.
  • Обновляется городской пассажирский транспорт в агломерациях. 412 транспортных средств - 305 автобусов и 107 троллейбусов направят в 13 городских агломераций. Это Екатеринбургская, Красноярская, Казанская, Воронежская, Новосибирская, Омская, Самарско-Тольяттинская, Пермская, Череповецкая, Нижегородская, Ивановская, Кемеровская и Саратовская агломерации.
  • Построена Репинская развязка в Химках Московской области. Общая площадь построенной транспортной развязки – порядка 40 тыс. кв. м. Протяженность основного хода – 0,8 км с путепроводом длиной 158 м. От 2 до 5 полос движения с расчетной скоростью 70 км/ч, устроены пешеходные зоны, светофоры, установлено наружное освещение и архитектурная подсветка. Также проведена реконструкция улиц Дружбы, 9 Мая и Репина.
  • Открыта трасса «Таврида». Автомобильная дорога «Таврида» сократила время в пути между Керчью и Севастополем до 3 часов. Раньше на это уходил весь день. Техническая категория - IВ, скорость движения - 90 км/ч. Пропускная способность - 40 тыс. автомобилей в сутки.
  • Открыт новый автомобильный пункт пропуска через государственную границу РФ «Дубки» в Калининградской области. Самый большой в стране по количеству полос движения транспорта, их там 49. Пропускная способность - 4 тыс. транспортных средств и 15,5 тыс. человек в сутки. В пункте пропуска использованы новейшие технологии, установлено самое современное оборудование.
  • Завершено строительство обхода Вологды. Современная 4-полосная дорога выводит из центральной части города потоки транспорта, следующего транзитом через Вологду в направлении Ярославля, Архангельска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга. Дорожники возвели мост через реку Шограш и 3 путепровода, а на пересечении с южным направлением автодороги М-8 «Холмогоры» - транспортную развязку. Установили барьерные ограждения, нанесли 13 тыс. кв. м разметки из термопластика, установили более 300 дорожных знаков, смонтировали более 9 км линий наружного освещения.
  • Строительство Большого Казанского кольца в Республике Татарстан. Первый участок Большого Казанского кольца получил название «Магистраль 100-летия ТАССР». Он положил начало двухкилометровой дорожной «перемычке» от улицы Булатова до Тихорецкой. Промышленную зону Казани с жилой частью города связал кратчайший путь.
  • Открыт Западный обход Иванова. Новая дорога связала федеральную трассу Р-132 «Золотое кольцо» с существующим участком Западного обхода и позволила пустить транзитный транспорт в обход областного центра. На объекте установлено 7 тыс. м барьерных ограждений, 5 комплексов фиксации нарушений ПДД, 12 камер видеонаблюдения. Интеллектуальная система управляет освещением. Протяженность участка – 2,8 км.
  • Завершены работы на автодороге «Кобяй» в Республике Саха (Якутия). Новая трасса обеспечит круглогодичный проезд между Кобяйским и Горным районами, а также откроет доступ из села Кобяй к федеральной дороге «Вилюй». Дорога позволит местным жителям не зависеть от сезонных факторов. Она будет способствовать экономическому росту региона: в районе дороги располагаются месторождения бурого и каменного угля, золота и серебра, свинца и цинка, а также других полезных ископаемых.
  • Открыта автодорога М-11 «Нева» Москва – Санкт-Петербург. Первая автомобильная дорога, построенная с нуля в новейшей истории России. Проходит по территориям Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей. Соответствует высшей технической категории с 4 полосами для движения. Возведено 337 искусственных сооружений и 30 транспортных развязок. Безопасность на дороге обеспечивается работой аварийных комиссаров. Общая протяженность - 669 км.
  • Построен Крымский мост. Стройка века №1 в России состоит из автомобильной трассы и железнодорожной части. Дорога для машин 4-полосная, разрешенная скорость до 90 км/ч. Способен пропускать до 100 поездов в сутки, их скорость движения - 120 км/ч.
  • Завершена вторая очередь обхода Гудермеса на трассе Р-217 «Кавказ». Участок автодороги построен на территории Курчалоевского района Чеченской Республики в соответствии с параметрами I категории, с разделением встречных потоков. Общая протяженность участка составляет почти 12 км. Дорожники возвели транспортную развязку по типу «клеверный лист», в нее вошел путепровод протяженностью 85 м. Еще один, длиной 56 м, устроен для сельскохозяйственных нужд. В рамках второй очереди построен металлический мост длиной 110 м через реку Мичик.
  • Реконструирована федеральная трасса Р-351 Екатеринбург – Тюмень. Участок длиной 19 км возле Камышлова стал 4-полосным. Пропускная способность увеличена более чем в 3 раза: с 6 до 19 тыс. автомобилей в сутки. Разделение транспортных потоков барьерным ограждением поможет водителям избежать лобовых столкновений. Федеральная трасса Р-351 Екатеринбург – Тюмень соединяет столицы двух субъектов Российской Федерации и входит в состав европейского транспортного маршрута Е22.
  • Построена развязка на Кубани. Транспортная развязка на трассе А-290 Новороссийск – Керчь в Краснодарском крае. Верхний слой выполнен из ЩМА-20 - асфальтобетона, обладающего свойствами «самозалечивания» трещин и мелких дефектов.
  • Развитие дорожной сети Дальнего Востока. За 5 лет (2013–2017) на главных транспортных артериях Дальневосточного федерального округа дорожниками построено, отремонтировано и реконструировано более 1 000 км трассы Р-297 «Амур», 817 км трассы А-360«Лена», 679 км трассы Р-504 «Колыма», 438 км трассы А-370 «Уссури», 405 км на трассе А-331 «Вилюй».
  • В Московском регионе 170 км новых участков на ЦКАД открыли еще в конце 2020 года. Скоростная магистраль проходит по территории Подмосковья и Новой Москвы в 50 км от МКАД в обход крупных населенных пунктов и соединяет основные шоссе Московского региона.
  • Начало строительства трассы М-12. Трасса М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань» будет построена на территории Московской, Владимирской и Нижегородской областей, республик Чувашия и Татарстан. Строительство разделено на 8 этапов. По поручению президента Российской Федерации Владимира Путина трасса будет продлена от Казани до Екатеринбурга, для чего дорожники построят один новый участок трассы и выполнят масштабную реконструкцию существующих федеральных дорог. Строительство трассы по плану будет завершено в 2024 году.

Магистраль станет частью международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай». В период с 2019 – 2024 гг. из федерального бюджета выделено на реализацию проекта порядка 655 057,82 млн рублей. В конце июня 2022 года на эти цели было направлено 28 млрд рублей. Распоряжением Правительства РФ от 6 августа 2022 года №2169-р на создание федеральной трассы М-12 выделено ещё 50 млрд рублей, что позволит обеспечить опережающее строительство этой дороги. Она обеспечит скоростное автосообщение между Московской, Владимирской, Нижегородской, Свердловской областями, республиками Татарстан, Башкортостан и Чувашия, тем самым придав их экономике дополнительный импульс к развитию. М-12 станет частью перспективного маршрута в Западный Китай, будет способствовать расширению торговых каналов со странами Азии, повышению надёжности и скорости поставок товаров.

Несмотря на реализацию инфраструктурных проектов в дорожной отрасли, стоит отметить кризисную ситуацию в сегменте. Проведенный данными специалистами анализ бухгалтерской и управленческой отчетности 200 наиболее крупных российских дорожно-строительных компаний выявляет высокую вероятность массовых банкротств в отрасли: стандартная модель прогнозирования банкротства показывает, что 94 из них находятся в зоне неопределенности. С проблемой потери финансовой устойчивости сталкиваются, в том числе, крупнейшие компании с годовым оборотом от 4 млрд рублей, имеющие уникальные компетенции в строительстве дорог высших технических категорий и внеклассных мостов.

Ключевыми причинами сложившихся проблем являются:

  • системные дефекты нормативно-правовой базы, регламентирующей государственные контракты на дорожно-мостовое строительство;
  • системные дефекты ценообразования, индуцирующие растущую вилку вежду номинальными (предусмотренными в ПСД) и реальными ценами на дорожно-строительные материалы, программирующие убытки строительных компаний (покрытие ряда затрат за счет сметной прибыли);
  • недостатки системы финансирования, приводящие к непредсказуемости расходов бюджетов, направляемых в дорожное хозяйство, и генерирующих разрыв в требуемом и выделяемом объеме средств.

Специалисты НАИК разработали предложения по решению проблемы выхода отрасли дорожного строительства на траекторию устойчивого развития:

  1. Определить перечень особых обстоятельств, при возникновении которых обязательно внесение изменений в цену государственного контракта в случае фиксации факта роста цен на одну или несколько ценообразующих позиций, который приведет к увеличению общей стоимости строительства более чем на 10% (ФЗ-44). Создание компенсационного фонда.
  2. Предусмотреть долгосрочный характер обеспечения финансирования строительства автомобильных дорог – не менее 10–15 лет на основе разработки долгосрочной программы дорожного строительства, позволяющей крупным компаниям планировать основную деятельность за пределами бюджетной трёхлетки. Формировать окончательную стоимость строительства на основе проектной документации.
  3. Конкурс проектов для ГЧП и концессия: публичная сторона задает основные технические параметры будущего объекта, объемы государственного финансирования и предоставляет частной стороне возможность предложить лучшие условия на основе оптимальных проектных решений с учетом эксплуатационной стадии
  4. Обязанность включения в ССР затрат на банковские гарантии, страхование, оплату процентов за пользование кредитами, займами, банковское сопровождение. Доведение регулятором до участников инвестиционно-строительной отрасли текущего ориентировочного размера процентных ставок по страхованию и банковским гарантиям для проектов транспортной инфраструктуры.
  5. На конкурсе заполнять претендентам контрактную ведомость объемов работ посредством проставления единичных расценок. Технологические карты к сметным нормам. Формирования отечественного аналога «Internet-Based Preliminary Highway Construction Cost Estimating Database».
  6. Разграничение и законодательное закрепление функционала двух стадий проектирования «проектная документация» и «рабочая документация»: инженерно-технические и иные решения (изменения), не затрагивающие параметры объекта капитального строительства (конкретизировать понятие), учитываются в рабочей документации (повторной экспертизе не подлежат), рабочая документация конкретизирует раздел проектной документации «Проект организации строительства».
  7. Исключить требование о предоставлении банковской гарантии обеспечения исполнения контракта в случае казначейского сопровождения расходования авансовых средств. Установить обязательной выплату аванса в размере до 50% от общей стоимости контракта на расчётный счёт подрядчика для контрактов, в отношении исполнения которых представлена банковская гарантия.

В статье используются материалы из источника:

https://delprof.ru/press-center/open-analytics/infrastrukturnye-proekty-v-sfere-dorozhnogo-stroitelstva-obzor-i-perspektivy-razvitiya/