От качества ее работы зависит в том числе уровень дорожной безопасности. В конце минувшего года в Санкт-Петербурге состоялся дорожный форум (зимняя сессия) - мероприятие провел Институт развития внешнеэкономических связей «ИРВЕН». Участники обсудили особенности зимнего содержания автомобильных дорог, а также рассказали о спецтехнике, которая используется в работах по зимнему содержанию.

В Ленинградской области работает предприятие ОАО «ТОМЕЗ», которое занимается производством дорожно-уборочной техники. На сегодняшний день завод имеет самую широкую линейку снегоочистительных отвалов среди коммунальной техники в России. О том, как работает завод и что выпускает, рассказал коммерческий директор предприятия Юрий Мартынюк.

По его словам, при изготовлении продукции учитываются особенности, опыт эксплуатации, потребность и тенденции рынка коммунальной техники. Спикер отметил, что система управления, разработанная заводом, отличается от других производителей удобством и легкостью управления, а также интуитивно понятна для оператора. Также техника имеет погрузочно-разгрузочный механизм с гидравлическим приводом и крюковым захватным устройством: он предназначен для быстрой смены кузовов, контейнеров, цистерн, поливомоечного и распределяющего оборудования.

«У нас предприятие полного цикла, мы на предприятии от поступления металла до выхода продукции. Какие-то компоненты мы закупаем, это понятно, мы не может делать полностью всю и гидравлику, и систему управления. Стоит отметить, что систему управления мы собираем сами из элементных баз, которые до сегодняшнего момента были импортные по большей части, потому что мы стремились всегда к определенным параметрам: цена и качество».

- рассказал Юрий Мартынюк.

До введения зарубежных санкций для сбора техники применяли компоненты, привезенные из Италии, Швейцарии, Германии. Сейчас завод активно ищет замену импортным элементам, не останавливает производство.

«Пока что закрываем потребность, находя возможности поставить пока то, что у нас наработано по предыдущим схемам, но и параллельно разрабатываем новую систему управления с новыми комплектующими, которые соответствуют тому уровню, который мы закладывали в свою продукцию»

- сказал спикер.

Технические мощности позволяют заводу локализовать весь технологический процесс производства от металла до готового изделия. У предприятия имеется универсальный сварочно-сборный комплекс с кантователями крупногабаритных изделий для выполнения серийных и эксклюзивных заказов; современные ЧПУ-центры, позволяющие осуществлять раскрой, резку, листовую гибку металла и прецизионную фрезеровку деталей; участок с гидравлическим стендом и местом сборки гидрокомпонентов и гидроцилиндров для проведения испытаний различных гидравлических систем. Кроме того, есть покрасочный цех с двумя автоматизированными линиями и дробеструйная камера для обеспечения износостойкого и яркого покрытия; а также автоматизированная линия производства щеточных дисков для оперативного обеспечения потребителя расходными материалами. На предприятии организована система внутренней логистики, которая гарантирует быстрое и эффективное перемещение материалов и компонентов под потребности производства. Кроме того, имеется современный участок сборки и монтажа навесного оборудования, дающего возможность собирать изделия «как конструктор». Еще одна особенность - на предприятии как штатная единица была создана электролаборатория - теперь все больше электрооборудования завод не покупает, а производит сам.

Теперь о технике, которую завод выпускает. Первое - машина комбинированная дорожная уборочная (МКДУ), которая предназначена для всесезонного содержания и обслуживания автодорог с твердым покрытием. В зимний период при помощи МКДУ идет очистка дорожного полотна от снега, удаление наката, шуги, распределение пескосоляной смеси, чистой соли и жидких реагентов, в летний период - подметание и мойка полотна, ограждений, дорожных знаков и элементов обустройства дороги, перевозка сыпучих материалов.

Еще один вид - подметально-уборочная машина (ПУХ-БХ). Среди ее преимуществ быстросъемность, широкая задняя стенка со шнековым надборщиком с возможностью реверсивного движения, возможность работы водяной системы с жидкими хлоридами при отрицательных температурах. Кроме того, ПУХ-БХ подходит для большинства самосвальных кузовов, имеет цепной привод и может использоваться в качестве комбинированной машины. Также завод выпускает магистральную вакуумную подметально-уборочную машину (МВП) на базе шасси: она предназначена для уборки городских улиц, магистралей, аэропортов и для специальных работ по очистке твердых покрытий.

Еще один завод, который выпускает дорожную спецтехнику - ООО «Завод КДМ» в Смоленской области. О работе предприятия в рамках сессии рассказал заместитель коммерческого директора Максим Левкин. По его словам, масштабное производство дорожной техники на предприятии началось с 1960-х годов. В 2016 году на заводе происходит техническое перевооружение, которое позволило минимизировать ручной труд, увеличить производственные мощности и выйти на реальные показатели производства по спецтехнике - до 1 тыс. единиц в год. В 2020 году предприятию удалось освоить серьезное направление - выпустить первый мусоровоз.

Завод выпускает комбинированные дорожные машины для выполнения технологических операций по содержанию дорог всех категорий в зимний и летний периоды. Машины делают в основном на базе автомобилей компаний КАМАЗ и МАЗ, также применяются китайские марки - HOWO, SHACMAN, JAC, FAW. Спикер отметил, что право выбора остается за эксплуатирующей организацией, которая приобретает технику. Завод выпускает оборудование, которое устанавливает на эти машины, в основном это распределители твердых и жидких хлоридов. Также изготавливают композитные отвалы: базовый, скоростной и поворотный.

Генеральный директор ООО «Ледокольные системы» Оксана Тимченко представила инновационную разработку удаления наледей и спрессованного снега с тротуаров. По ее словам, ежегодно в России в связи с тем, что наледь не ликвидируют или убирают неэффективно, пешеходы в результате падения получают более 170 травм. Помимо вреда здоровью граждан, это затраты на выплату больничных листов, на лечение, на вызов скорой помощи и на оплату труда медиков. Еще один негативный момент: применение различных химикатов и реагентов - это неэкологично, не говоря уже про испорченную обувь.

Какие сегодня существуют методы борьбы с проблемой? Первый - это ручная очистка ломом или лопатой, однако данный способ повреждает поверхность и имеет низкую скорость выполнения работ. В пример спикер привела Санкт-Петербург, где много дорогостоящего покрытия: местами уложен и гранит, и мрамор, поэтому ручной труд здесь не так эффективен и не бюджетен, потому что спустя небольшое количество времени покрытие приходится менять. Второй метод - противогололедные материалы (химикаты, соль), которые вредны для экологии и здоровья человека. Третий - посыпка песком/мраморной крошкой: способ вреден для окружающей среды и имеет побочный эффект - при использовании данного метода образуется грязь на улицах. Четвертый вариант - виброплита, но ей сложно маневрировать, она не эффективна в сильный мороз.

Основные преимущества «Ледокола»: удаляет толстые наледи до 20 см, не повреждает поверхности тротуаров из любого материала (асфальт, гранит, бетон, плитка), подходит для узких и труднодоступных мест (тротуары и небольшие площадки), повышает производительность работ по уборке наледей, так как очищает со скоростью до 150 квадратных метров в час, снижает затраты на противогололедную обработку в 4-5 раз (стоимость очистки 1 квадратного метра составляет 7,5 рублей), также это экологически чистый метод без применения противогололедных материалов. Кроме того, техника способна работать при низких температурах.

Тимченко отметила, что пару лет назад разработка заняла второе место в конкурсе инновационных технологий для коммунальных служб Москвы и области, также «Ледокол» был испытан на объектах ОАО «РЖД» - имеется положительное заключение. Кроме того, получены рекомендации к внедрению от администрации Петербурга и Жилищного комитета Северной столицы.

Сегодня «Ледокол используется в разных городах страны, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Новосибирск, Челябинск, Пермь, Владивосток и Петропавловск-Камчатский.

В статье используются материалы из источника:

https://dorinfo.ru/stat/analitika/otechestvennaya-tekhnika-dlya-borby-so-snegom-i-skolzkostyu-na-dorogakh/