С каждым годом это становится все актуальнее, поскольку количество автомобилей и объем грузоперевозок увеличиваются, а соответственно, и нагрузки на покрытие автомобильных дорог возрастают. Возникает замкнутый круг: выбор шипованной резины обоснован желанием повысить уровень безопасности движения, однако ее активное использование приводит к ускоренному износу дорожного покрытия и, в связи с этим, к снижению безопасности.

Во многих европейских странах шипованная резина находится под запретом, однако в Российской Федерации такого запрета нет. Это ставит перед нами задачу, состоящую в повышении качества дорожно-строительных материалов и дорожных работ. Важнейшим аспектом процесса решения данной задачи является поиск технологий оценки износостойкости асфальтобетона в условиях активного воздействия шипованной резины, создание необходимого для проведения таких испытаний оборудования и своевременное его применение с целью повышения межремонтных сроков службы автомобильных дорог. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.05.2020 утвержден и введен в действие с 01.06.2020 национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58406.5-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения истираемости». В основу описанной в нем методики был положен тест по Праллю (Prall test), применяемый в европейских странах для оценки влияния шипованной резины на покрытия автомобильных дорог (EN 12697-16). Определяемый в ходе испытания по такому методу показатель истираемости асфальтобетона позволяет примерно оценить его долговечность при эксплуатации. 

По инициативе обратившегося к нам руководителя ООО «Испытательный центр «Дорожные технологии» (Екатеринбург) А. Ю. Дедюхина специалисты АО «РОСДОРТЕХ» подробно изучили требования нового стандарта и, с учетом европейского опыта, разработали установку УКМПРДТ, предназначенную для проведения лабораторных испытаний на истираемость образцов асфальтобетона в условиях под воздействием влаги и шипованной резины. Пилотная установка УКМП-РДТ была подвергнута многочисленным лабораторным испытаниям с целью проверки достоверности результатов и повышения надежности при эксплуатации. В 2018 году установка, до сих пор не имеющая аналогов на российском рынке, успешно запущена в серийное производство.

УКМП-РДТ состоит из двух функциональных узлов, соединяемых между собой гибкими резиновыми шлангами и кабелем и используемых в ходе эксплуатации совместно:

  • установки охлаждения воды (УОВ, 01.) для испытываемых образцов;
  • испытательной установки (ИУ, 02.) для проведения испытаний образцов асфальтобетона на истираемость.

Принцип работы установки заключается в следующем: в течение 2-3 часов в УОВ охлаждается вода до температуры 4°С с последующим «термостатированием» в диапазоне (5±1) °С.

Отобранные заранее образцы асфальтобетона в специальных контейнерах помещаются в охлажденную воду на 5 часов (03.). После «термостатирования» образцы извлекают, обтирают влажным полотенцем и измеряют массу каждого. Далее подготовленные образцы помещают в ИУ (04.) вместе с комплектами стальных шаров (по 40 шт. в каждую камеру) для испытаний методом Пралля. 

Испытание производится посредством воздействия металлических шариков на подготовленные образцы в течение 15±1 мин, при частоте встряхивания 950±10 циклов в минуту, с постоянной промывкой, поступающей со скоростью не менее 2 л/мин в ИУ (05.) охлажденной до 5±1°C водой. 

ИУ оборудована защитным кожухом, при открывании которого, в целях обеспечения безопасности лаборанта, двигатель ИУ останавливается, а также прекращается подача воды. Управление установкой полностью автоматизировано. 

На основании полученных в ходе испытаний результатов материал относят к определенному классу по износостойкости (истираемости). Эта классификация введена в ГОСТ Р 58406.2-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон» и ГОСТ Р 58406.1-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон»:

  • класс 1 — износ до 25 см3 по Пралль-тесту; 
  • класс 2 — износ от 26 до 35 см3 по Пралль-тесту; 
  • класс 3 — износ от 36 до 45 см3 по Пралль-тесту.

Своевременное проведение испытаний позволит проконтролировать качество используемых материалов, подобрать составы, соответствующие актуальным задачам и, впоследствии, улучшить износостойкость покрытий автомобильных дорог.

В статье используются материалы из источника:

http://www.techinform-press.ru/images/stories/pdf/roads102/102.pdf