Перспективными направлениями в контроле качества АБС для Госкомпании «Автодор» являются:

  • проведение оценки характеристик асфальтобетона неразрушающими методами контроля; 
  • анализ эксплуатационных характеристик асфальтобетонных смесей, применяемых на объектах ГК «Автодор»; 
  • проведение проверок асфальтобетонных заводов и испытательных лабораторий подрядных организаций; 
  • анализ характеристик битумных вяжущих в реальных условиях эксплуатации.

В свою очередь, ООО «Автодор-Инжиниринг, являясь дочерним зависимым обществом и реализуя цели ГК «Автодор» в повышении инновационного потенциала автомобильных дорог, улучшении их технико-экономических показателей и потребительских свойств, планирует внедрение оценки качества производимых работ по устройству конструктивных слоев с применением радиоизотопных плотномеров.

Основные преимущества: 

  • получение «истинного значения» в течение короткого времени и минимальной погрешности; 
  • определение плотности конструктивных слоев, сформированных из различных дорожно-строительных материалов (грунт, песок, асфальтобетон и т. д.); 
  • глубина измерений до 30 см с помощью встроенного источника гамма-излучения; 
  • возможность измерения влажности с поверхности материала на глубину до 21,5 см за счет встроенного нейтронного датчика.

На сегодняшний день в Российской Федерации, однако, отсутствует нормативная документация, позволяющая производить приемку конструктивных слоев из асфальтобетонных смесей неразрушающими методами контроля. Согласно ГОСТ Р 58401.5-2019, на правила приемки по методологии ОФП точки отбора кернов рекомендуется выбирать на основании значений плотности, измеренных плотномером в соответствии с ГОСТ Р 58401.22-2019. В связи с этим нами было принято решение провести исследование, целью которого является внесение изменений в ГОСТы и Своды правил на осуществление работ по устройству покрытий и строительного контроля.

Исследование будет разделено на три этапа: 

  • накопление статистических данных при устройстве конструктивных слоев из асфальтобетонной смеси на объектах ГК «Автодор»; разработка и введение внутренних стандартов (СТО Автодор), позволяющих производить приемку асфальтобетонного покрытия неразрушающими методами контроля; 
  • апробирование СТО Автодор на объектах Госкомпании

Итогом данного исследования запланировано введение в действие ПНСТ (ГОСТ) на приемку неразрушающими методом контроля. При осуществлении приемки асфальтобетонных покрытий таким образом существенно сократится время контроля качества и приемки, что, в свою очередь, позволит ускорить принятие решений в случае выявления несоответствий. В ГОСТах на технические требования к асфальтобетонам по методологии ОФП на сегодняшний день требования к эксплуатационным характеристикам предъявляются только по показателям «число текучести» и «глубина колеи», а вот по показателям «ползучесть», «предел прочности при непрямом растяжении» и «усталостные свойства» требования отсутствуют ввиду продолжающегося набора статистики. В связи с этим в 2021 году специалисты ФАУ «РОСДОРНИИ» представили результаты исследований по методике лабораторного определения расчетной жесткости и усталостной прочности асфальтобетона с применением испытаний четырехточечной балки на знакопеременную нагрузку по ГОСТ Р 58401.11-2019. 

На основании полученных результатов исследований и по итогам совещания, инициированного ООО «Автодор-Инжиниринг», для дальнейших исследований были приняты следующие исходные данные: температура испытаний — 10˚С; значение деформации — 500 мкм/м; чистота приложения нагрузки — 5 Гц.

  • Были проведены и проводятся следующие мероприятия: 
  • в настоящее время осуществляется набор статистических данных путем испытания проб асфальтобетонных смесей, применяемых на широкой географии; за 2021 год было отобрано и испытано более 40 проб асфальтобетонных смесей; 
  • на сегодняшний день производится аналитика результатов, однако для формирования выводов необходимо провести большее число испытаний; 
  • по результатам исследований будет произведена переработка нормативно-технической документации ГК «Автодор»

На основании первых результатов можно сказать следующее:

  • наблюдается зависимость значений показателя «количество циклов приложения нагрузки» от типа применяемого вяжущего и номинально-максимального размера смеси; 
  • смеси, запроектированные по методологии ОФП, по усталостным характеристикам значительно превосходят смеси, запроектированные по ГОСТ 12801-98.

В 2022 году планируется продолжить работу по исследованиям и накоплению статистических данных. С 2021 года ООО «Автодор-Инжиниринг» в рамках строительного контроля производит проверки асфальтобетонных заводов и испытательных лабораторий подрядных организаций. За строительный сезон проверено более 30 лабораторий и 15 АБЗ. Стоит отметить, что проверки носят регулярный характер. Это позволяет контролировать устранение замечаний.

Повторная проверка показала, что более 90% подрядчиков полностью (или частично) устранили выявленные замечания. Если говорить об основных замечаниях, можно выделить следующие:

  • отсутствуют или не ведутся лабораторные журналы испытаний; 
  • условия проведения испытаний не соответствуют требованиям НТД; 
  • в лабораторных постах отсутствуют оборудование для испытания битумов и эмульсий.

Также одним из распространенных замечаний являлось нарушение норм по хранению материалов. 22 сентября 2021 года состоялся международный научно-практический семинар «Асфальтобетонные заводы: современные тенденции развития, инновационные технологии и нормативные требования», где специалистом ООО «Автодор-Инжиниринг» был представлен доклад о проверках, выполненных на объектах ГК «Автодор». 

По итогам семинара была обнародована резолюция, в которой рекомендовалось рассмотреть возможность разработки требований к асфальтобетонным заводам, исходя из характеристик выпускаемых смесей, и разработать единый подход к оценке состояния АБЗ перед началом строительного сезона на основе требуемых характеристик АБС. 

В 2020 стартовал эксперимент по оценке долговечности битумных вяжущих путем проверки их свойств в течение 10 лет в реальных условиях эксплуатации экспериментальных участков дороги. Организатором выступила Госкомпания «Автодор».

Эксперимент, помимо оценки работы вяжущего, позволил также: 

  • расширить перечень критериев оценки долговечности и рассмотреть работу параметров при различных условиях проведения испытаний; 
  • рассмотреть альтернативные методы и подходы при оценке долговечности битумных вяжущих. В рамках заключенного соглашения между Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» и ООО «РН-Битум» был составлен план мероприятий по созданию экспериментальных участков, устроенных с использованием асфальтобетонных смесей на основе различных битумных вяжущих, который включает в себя: согласование и устройство экспериментальных участков; 

На сегодняшний день произведены испытания асфальтобетона и вяжущего, отобранные на момент укладки смеси, совершен отбор кернов и дефектоскопия через 1 год после эксплуатации. Промежуточный отчет с результатами будет подготовлен в 2022 году.

В статье используется материал из источника:

http://www.techinform-press.ru/images/stories/pdf/roads100/100.pdf