Важнейший приоритет при реализации Стратегии - обеспечение национальных интересов России в соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

«Миссия государства в сфере обеспечения функционирования и развития транспортной системы заключается в создании условий для повышения качества жизни и здоровья граждан, экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики, укрепления безопасности и обороноспособности страны, реализации ее транспортного потенциала через опережающее развитие транспортной инфраструктуры и расширение доступа к безопасным и качественным транспортным услугам с минимальным воздействием на окружающую среду и климат, использование географических особенностей Российской Федерации в качестве ее конкурентного преимущества», - говорится в тексте документа.

В ходе заседания, на котором была принята Стратегия, Михаил Мишустин подчеркнул, что в такой большой стране, как Россия важно обеспечить высокую связанность и транспортную доступность всей территории государства, в том числе Арктической зоны и Дальнего Востока.

«Мы заложили в стратегию соответствующие ориентиры на десятилетний период, чтобы дорога «от двери до двери» между любыми двумя крупными городами не превышала 12 часов. Это также позволит поддержать и внутренний туризм», - отметил Михаил Мишустин.

По словам министра транспорта РФ Виталия Савельева, в основу Стратегии лег принцип клиентоцентричности. В центр внимания поставили пассажиров и грузовладельцев, третий выгодоприобретатель - государство. Проект является основой для формирования схемы развития Единой опорной транспортной сети РФ, региональных стратегических планов развития транспортных систем, стратегий развития организаций, работающих в сфере транспорта.

Транспорт в России - одна из основополагающих отраслей экономики и неотъемлемая часть производственной и социальной инфраструктуры. Поэтому основная цель развития транспортной системы - удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в качественных транспортных услугах, конкурентоспособных по сравнению с лучшими мировыми аналогами.

Для достижения этой цели ранее реализовали несколько проектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог, включая трассы М-4 «Дон», М-11 «Нева», участки Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Московской области, Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, автодорогу «Надым - Салехард», трассу А-291 «Таврида», строительство обходов городов Торжок, Подольск, Муром, Вышний Волочек и Одинцово, запуск системы «Платон» для контроля большегрузного транспорта, а также строительство дорог регионального и местного значения с софинансированием из федерального бюджета. Кроме того, возведены такие крупнейшие уникальные мостовые сооружения, как мост на остров Русский во Владивостоке, Крымский мост, а также переправы в городах Иркутск, Новосибирск, Самара, Благовещенск и Красноярск.

Реализация Стратегии поделена на три этапа. Первый этап - с 2021 по 2024 годы, на него предусмотрено 12,6 трлн рублей, второй - с 2025 по 2030 годы (24,8 трлн рублей), третий - с 2031 по 2035 годы (23 трлн рублей).

Цели и задачи Стратегии:

Главная цель мероприятий Транспортной стратегии - удовлетворение спроса экономики и общества на конкурентоспособные и качественные транспортные услуги. Есть и другие цели, которые планируется достичь в рамках исполнения проекта. Первая цель - повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий. Для этого предстоит решить несколько задач - повысить межрегиональные транспортные доступности для перевозок пассажиров и грузов, обеспечить транспортную доступность удаленных территорий, а также привести автодороги в соответствии с нормативными требованиями, включая обеспечение их защищенности от воздействия изменений климата.

Вторая цель - повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма. Задачи, которые ставятся: сокращение времени в пути «от двери до двери» для пассажиров, создание безбарьерной и комфортной среды для пассажиров и туристов, повышение качества для узловой пассажирской инфраструктуры и приведение объектов в соответствии с требованиями к качеству.

Третья цель - увеличение объема и скорости доставки грузов, в том числе транзитных, развитие мультимодальных логистических технологий. Здесь основные задачи - повышение скорости, надежности и полноты услуг по осуществлению грузовых перевозок, а также ускорение развития участков международных транспортных коридоров, проходящих через Россию.

Четвертая цель - цифровая и низкоуглеродная трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий. Для этого предстоит выполнить цифровизацию пассажирских и грузовых перевозок, жизненного цикла инфраструктуры и транспортных средств, а также сделать цифровизацию управления транспортным комплексом. Кроме того, необходимо повысить уровень технологического развития и декарбонизации транспортного комплекса.

Существует несколько базовых задач, выполнение которых влияет на достижение всех четырех целей, - это обеспечение национальных интересов России при осуществлении государственной политики с целью развития транспортной отрасли, снижение негативного воздействия транспортного комплекса на окружающую среду и климат, обеспечение безопасности на транспорте, кадровое сопровождение и повышение профессионализма сотрудников транспортного комплекса.

Проблемы транспортного комплекса на сегодняшний день:

Главные проблемы комплекса, отображенные в документе, - недостаточное финансирование, дефицит и климатическая уязвимость транспортной инфраструктуры. «Несмотря на реализацию ряда значимых проектов по развитию транспортной инфраструктуры и проведение масштабных объемов ремонтных работ, в Российской Федерации все еще сохраняется исторически сложившееся отставание в уровне обеспеченности транспортной сетью от развитых стран», - говорится в документе.

В силу географических и климатических особенной в нашей стране в 2-4 раза ниже уровень покрытия территории сетью автодорог с учетом плотности населения. В России отсутствует сеть высокоскоростных магистралей, которые удовлетворяли бы спрос на качественные транспортные услуги со стороны населения и способствовали повышению связанности пространства страны.

Согласно документу, сегодня существенная доля дорожной сети, работающей в режиме перегрузки, приходится на Центральный, Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. При этом основная загрузка трасс образуется вблизи крупных городов и на дорогах, связывающих основные социально-экономические центры, что оказывает негативные эффекты, увеличивая время в пути для грузов и пассажиров, а также увеличивая уровень вредных выбросов. Сегодня в режиме перегрузки работает порядка 21 % федеральных трасс.

«Значимые проблемы из-за недостатка финансирования испытывают региональные и местные автомобильные дороги, из которых 53,6 % не соответствует нормативному состоянию. При этом недостаточные темпы развития дорожной сети наблюдаются в аграрных районах, а также в районах Крайнего Севера и субъектах Дальневосточного федерального округа. Более 40000 населенных пунктов, из которых 190 с населением свыше 1000 человек, не имеют связи с сетью автомобильных дорог по дорогам с твердым покрытием», - говорится в тексте Стратегии.

Еще одна проблема - смертность на дорогах. В рамках реализации Стратегии ожидается сохранение тенденции к повышению безопасности на транспорте, в том числе к снижению общей смертности в ДТП. К 2030 целевое значение смертности на дорогах должно снизиться до 4 человек на 100 тыс. населения. Для сравнения: в 2019 году этот показатель в среднем по стране составлял 11,5 человек на 100 тыс.

Принципы развития Единой опорной сети:

В документе отображены основные принципы развития Единой опорной сети: создание условий для достижения целевых параметров транспортной доступности, ликвидация узких мест на автодорогах, обеспечение надежности и безопасности функционирования транспортной инфраструктуры, поддержание ее нормативного состояния, вклад в достижение целей устойчивого развития в соответствии с повесткой ООН и принципами качественного экологического, социального и корпоративного управления.

Что касается пассажирских перевозок, то к 2030 году должна быть решена задача 2-часовой связанности между городами с суммарной численностью населения более 1,5 млн человек, расположенных в радиусе 250 км. «В соответствии с транспортно-экономическим балансом, если численность населения связываемых городов превышает 5 млн человек, то инфраструктура Единой опорной сети должна обеспечивать возможность перемещения более 1000 пассажиров в сутки с частотой не менее 10 рейсов в сутки. Это сформирует комфортные условия для перемещения населения с высокой частотой и регулярностью», - говорится в документе.

Для населенных пунктов с численностью менее 1,5 млн человек, расположенных на расстоянии до 250 км, время в пути не должно превышать 3 часов. Предельное время между городами, расположенными в радиусе 500 км, с суммарным населением более 1,5 млн человек не должно превышать 5 часов, а частота сообщения - не менее трех раз в стуки. Для населенных пунктов с численностью менее 1,5 млн человек, расположенных на расстоянии до 500 км, время в пути не должно превышать 6 часов. Между крупными городами (от 500 до 1000 тыс. человек), расположенными в радиусе 1000 км и более, Единая опорная сеть должна обеспечивать возможность перемещения за день или за ночь - 12 часов, включая дорогу до точки отправления транспорта и время, которое человек проводит в аэропорту.

Если говорить о безопасности и приведении участков дорог в нормативное состояние, то мероприятия должны быть направлены на достижение нулевой смертности на дорогах, в том числе за счет совершенствования документов по стандартизации в сфере безопасности дорожного движения с учетом результатов научных исследований, приобретенного практического опыта применения новых видов продукции, процессов и технологий, а также предупреждения причин возникновения ДТП, снижения тяжести их последствий путем установления актуализируемой меры ответственности и контроля.

Сегодня региональные дороги, входящие в опорную сеть, только на 57 % соответствуют нормативам. Для дорог, входящих в опорную сеть, стратегией предусмотрено совершенствование стандартов организации движения. Так, на трассах с высокой интенсивностью движения грузовиков при их реконструкции целесообразно обеспечение нормативных (расчетных) нагрузок не менее 11,5 тонны на ось, что позволит снизить частоту ремонтов и замедлит образование колеи.

«Для обеспечения сохранности автомобильных дорог опорной сети и обеспечения безопасности дорожного движения посредством пресечения случаев нарушения правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств целесообразно развитие автоматизированного весогабаритного контроля (размещение автоматических пунктов весогабаритного контроля). Существенное значение для повышения безопасности движения будет иметь система превентивного информирования водителей о дорожной обстановке и происшествиях на маршруте», - говорится в документе.

Планы по развитию международных транспортных коридоров:

Из текста документа следует: наиболее масштабное развитие единая опорная сеть получит в направлении запад - восток. За счет строительства новых дорог и реконструкции существующих будет сформировано бесшовное скоростное автомобильное сообщение от границы с Республикой Белоруссия через города Смоленск, Москва, Казань и Екатеринбург в города Тюмень, Челябинск, Омск, Новосибирск и Иркутск с ответвлением на Республику Казахстан. Время в пути от Екатеринбурга до Санкт-Петербурга сократится с 30 до 17,5 часов.

«При завершении реализации Стратегии будет прорабатываться перспектива строительства новой автомобильной трассы «Меридиан» от границы с Республикой Казахстан до Республики Белоруссия. Будет построено несколько обходов крупных городов, а также реализованы проекты разгрузки грузовых каркасов в крупнейших агломерациях, включая агломерацию Санкт-Петербурга», - говорится в Стратегии.

Отмечается, что международный транспортный коридор «Запад - Восток» станет крупнейшей связывающей соответствующие направления транспортной артерией, которая обеспечит экспортно-импортные и транзитные потоки в странах Евразийского экономического союза.

Кроме того, планируют завершить формирование бесшовного автодорожного сообщения на направлении север - юг: для этого устранят ряд узких мест на направлениях «Москва - Ростов-на-Дону - Краснодар» и «Москва - Санкт- Петербург», а еще создадут новые автодорожные выходы к агломерации города Сочи, в частности, с 2030 года планируют начать строительство скоростной дороги между Новороссийском и Сочи.

«Значительное повышение транспортной связанности юга РФ с Уралом и Сибирью обеспечит создание скоростного автодорожного сообщения от черноморских портов и Крымского полуострова через города Краснодар, Волгоград, Саратов и Самару на города Екатеринбург, Уфу и Челябинск. Время в пути по автомобильной дороге между г. Уфой и г. Краснодаром сократится в 2 раза - с 24 до 12 часов, а перепробеги - на 600 км», - говорится в тексте документа.

Кроме того, в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» до 2030 планируют привести в нормативное состояние 85 % дорожной сети 105 агломераций. Ключевым направлением развития магистральной дорожной сети агломераций является строительство обходов крупных городов - это позволит повысить безопасность движения и сократить негативное воздействие на окружающую среду.

Еще одно условие для развития магистральной инфраструктуры - внедрение интеллектуальных транспортных систем на улично-дорожной сети и общественном транспорте. Развитие магистральной транспортной сети городских агломераций необходимо проводить в синхронизации с планами, предусмотренными нацпроектом «Жилье и городская среда».

Переход на альтернативные виды топлива:

В тексте документа говорится, что автомобильный транспорт является одним из основных загрязнителей воздуха. Проблема усугубляется за счет повышенных выбросов от машин низкого экологического класса: на сегодняшний день 55 % автопарка России не соответствуют стандарту выбросов Евро-3. Поэтому еще одна цель Стратегии - увеличение транспорта, работающего на альтернативных видах топлива.

«В мире формируется тенденция «энергетического перехода» и связанного с ним замещения классического топлива для транспортных средств (дизель, бензин, мазут, керосин) альтернативными видами топлива, в том числе сжиженным природным газом, энергией аккумуляторных батарей, водородных топливных элементов. Такая тенденция обусловлена реализацией глобальной климатической повестки, ужесточением международного регулирования в области выбросов транспортными средствами парниковых газов с целью обеспечить в долгосрочной перспективе принцип низкоуглеродной, а кроме этого, значительным потенциалом экономии на затратах (особенно для сжиженного природного газа)», - говорится в документе.

В настоящий момент более чем в 80 странах мира природный газ используется в качестве моторного топлива, а доля машин, использующих газомоторное топливо в общем парке автомобилей, составляет 2 % мирового автопарка. Что касается нашей страны, то в планах количество стационарных объектов заправки природным газом увеличится с 506 в 2019 году до 1273 в 2024 году, а число транспортных средств, работающих на природном газе, вырастет со 155 до 274 тыс. единиц. Ежегодный рост автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе, может составить от 20 до 30 тыс. единиц в год.

Сокращение количества транспортных средств, работающих на традиционных видах топлива, напрямую связано с международными обязательствами России по снижению выбросов углекислого газа в атмосферу. Для выполнения обязательств определено несколько направлений проработки. В перспективе до 2035 года ожидается, что технические требования к транспортным средствам будут развиваться с учетом нескольких требований, предъявляемых на международных рынках. К ним относятся: повышение класса экологичности транспортного средства за счет оптимизации работы двигателя внутреннего сгорания и связанного с этим снижения удельного расхода топлива на транспорте на 13-15 %, электрификация автомобильных платформ и моделей, работающих от ДВС, а также внедрение систем автоматизации управления транспортными средствами.

Цифровая трансформация

В стратегии впервые выделили блок по цифровой трансформации, который включает в себя известные инициативы по беспилотному транспорту, проекты-маяки, перевод перевозочных документов в электронный вид, оцифровку инфраструктуры, цифровой профиль пассажира и другие.

В настоящий момент цифровизация различных секторов транспортной отрасли происходит неравномерно. Основными барьерами являются нехватка специализированных кадров и финансовых ресурсов, неэффективные стандарты и нормативно-правовое регулирование, в том числе в части электронного документооборота и предоставления государственных услуг, низкий приоритет цифровой трансформации для многих участников транспортного рынка.

«В настоящее время проводится большое число пилотных проектов по внедрению цифровых сервисов в транспортную деятельность. Среди них можно выделить следующие пилотные проекты: опытная эксплуатация на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств, в том числе организация движения беспилотных и высокоавтоматизированных транспортных средств на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-11 «Нева», - говорится в тексте документа.

Также разрабатываются пилотные проекты по цифровизации документооборота, в том числе перевод перевозочных документов в электронный вид, мониторинг состояния транспортной инфраструктуры, внедрение интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях, цифровая трансформация предоставления госуслуг в транспортной отрасли, а также переход на единые стандарты оплаты проезда и обеспечения возможности применения «единого билета» на всех видах общественного транспорта для пассажиров различных регионов.

Добавим, что в разработке проекта Транспортной стратегии принимали участие научно-техническое экспертное сообщество, отраслевые ассоциации и объединения. За время разработки Министерство транспорта РФ получило свыше 1 тыс. идей и предложений, из которых порядка 700 было учтено при формировании проекта. На сегодняшний день Стратегия одобрена Президентом России Владимиром Путиным и председателем Правительства страны Михаилом Мишустиным. Как видим, цели намечены, задачи поставлены: в ближайшие годы будем наблюдать за их реализацией.

В статье используются материалы из источника:

https://dorinfo.ru/99_detail.php?ELEMENT_ID=100499