Утверждённая правительством долгосрочная стратегия развития транспортной отрасли России (до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года) предполагает активное внедрение цифровых сервисов на общественном транспорте – от безналичной оплаты с применением биометрических технологий до внедрения модели «мобильность как услуга» (Mobility as a Servic, MaaS), следует из соответствующего распоряжения, опубликованного на сайте правительства.

Как говорится в документе, в отношении цифровизации транспортного комплекса ранее были инициированы и реализованы ключевые проекты – создание электронных навигационных карт внутренних водных путей, внедрение электронных товарных накладных и электронных пломб, ввод в промышленную эксплуатацию государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС», развитие цифровых систем оплаты проезда на городском транспорте. При этом отмечается низкий уровень цифровизации документооборота на отдельных видах транспорта – более трёх миллиардов перевозочных документов оформляется в бумажном виде ежегодно.

Исходя из текущего состояния, в стратегии определены следующие направления развития транспортного комплекса в части развития технологий, включая цифровые:

  • повышение уровня технологического развития транспортного комплекса, в том числе уровня цифровизации пассажирских и грузовых перевозок, в целях снижения издержек, повышения надежности, безопасности инфраструктуры и транспортных средств, а также экологичности транспортного комплекса;
  • развитие цифровых решений для взаимодействия с клиентами и их информационного обеспечения;
  • повышение уровня проникновения цифровых технологий по всему жизненному циклу транспортной инфраструктуры и транспортных средств для всех видов транспорта;
  • повышение уровня цифровизации при организации управления транспортным комплексом.

Цифровизации отрасли посвящена отдельная глава стратегии – «Цифровая трансформация, а также технологическое и кадровое сопровождение развития транспортной отрасли». Отмечается, что ЦТ не только обеспечит повышение качества транспортно-логистических услуг, но и будет способствовать развитию таких импортозамещающих производств, как машиностроение, электроника, разработка программного обеспечения.

Цифровизация, говорится в документе, создает условия для достижения следующих прогнозных результатов по всем видам транспорта:

  • рост производительности труда минимум в два раза к 2035 году, в первую очередь за счёт технологий автономного вождения, автоматизации процессов управления на основе прогнозной аналитики, построенной на применении искусственного интеллекта;
  • увеличение скорости мультимодальной перевозки в четыре раза, в том числе в части транзитных и внутрироссийских грузовых и пассажирских перевозок, за счёт цифровизации планирования и управления грузовыми и пассажирскими потоками и связанного документооборота;
  • сокращение сроков ожидания и прохождения таможенных процедур в 10 раз за счёт цифровизации трансграничного информационного обмена;
  • сокращение времени ожидания и прохождения контрольных процедур на всех видах транспорта в пять раз за счёт внедрения цифровых билетных систем.

С недавних пор появилось понятие «Цифровая автомобильная дорога». Она » пока не имеет нормативного определения. Приведем определение этого термина, необходимое для решения вопросов по цифровизации автомобильных дорог. Цифровая автомобильная дорога — это система, включающая информационные процессы, ключевые технологии, среду взаимодействия и обеспечивающая управление состоянием транспортной инфраструктуры и функционирование автомобильного транспорта.

Глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС):

Такие системы, называемые новым достижением цивилизации, решают базовую техническую задачу по мгновенному высокоточному определению глобальных координат и времени нахождения объектов на местности. В сфере транспорта ГНСС эффективно сочетаются с системами навигации, интеллектуальными транспортными системами, системами автоматизированного получения пространственных данных и др. Сегодня это одна из важнейших обеспечивающих технологий, приносящая огромный синтетический эффект практически во все сферы дорожной и транспортной деятельности.

Дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ), аэрофотосъемка, лазерное сканирование. 

Задача быстрой, точной и достоверной фиксации изменений пространственной среды и объекта управления (сети автомобильных дорог) представляется наиважнейшей для эффективного и обоснованного принятия решений. Долгое время эффективность автоматизации крупных инфраструктурных отраслей сковывалась медленным и нерегулярным обновлением информации об объекте управления. Развитие технологий ДЗЗ, беспилотной аэрофотосъемки и лазерного сканирования позволяет оперативно, с исчерпывающими подробностями и точностью получать сведения об объекте управления и его окружении.

Высокоскоростные сети передачи данных:

Одна из базовых технологий цифровой экономии. Для дорожной отрасли важно, что высокоскоростные беспроводные сети обеспечивают работу бортовых АСУ транспортных средств и интеллектуальных транспортных систем в целом.

Приведем ряд взаимно интегрируемых систем: 

• системы автоматизированного проектирования-моделирования (САПР-BIM); 

• информационные системы управления проектами (ИСУП; 3D+время=4D); 

• системы автоматизированной вычисления смет (САВС; 4D+ресурсы=5D); 

• системы автоматизированного управления дорожно-строительной машинами (САУ ДСМ); 

• геоинформационные системы (ГИС); 

• системы моделирования транспортных потоков (СМДП); 

• системы оценки транспортноэксплуатационного состояния дорог (СОС). 

Указанные системы обеспечивают формирование и поддержку информационных моделей автомобильных дорог в процессе жизненного цикла. Система САПР-BIM ключевая, так как именно она предопределяет основные характеристики и потребительские свойства будущей автомобильной дороги.

На российском рынке доминируют следующие отечественные САПР дорог: IndorCAD/Road (ИндорСофт, Томск), Robur Дороги (Топоматик, Санкт-Петербург), Credo Дороги (Кредо-Диалог, Минск). Все они успешно эволюционируют от автоматизированного проектирования к информационному моделированию. Однако переход от проектирования к моделированию дорог ознаменовался тем, что все большее количество отечественных проектов стало выполняться с применением комплексных информационных систем американских производителей: Autodesk и Bentley Systems. В то же время дорожная практика большинства европейских стран: Финляндии, Швеции, Голландии, Германии, Франции и др., базируется на концепции OpenBIM — универсальном подходе к совместному проектированию, строительству и эксплуатации дорог, основанном на открытых рабочих процессах и стандартах.

Отметим следующие важнейшие обеспечивающие комплексы инфраструктуры, необходимой для функционирования ЦАД: 

• ведомственная опорная геодезическая сеть (ВОГС); информационная поддержка жизненного цикла автомобильных дорог требует обеспечения единства координатно-временного пространства; кроме того, ВОГС необходима при развертывании участков автомобильных дорог для движения беспилотных автомобилей; 

• распределенная (облачная) инфраструктура дорожных данных, в которую интегрируются различные банки и базы данных: ЕГРАД, АБДД, АБДМ и др.; 

• среда общих данных (СОД) Заказчика, используемая, в частности, при проведении государственной экспертизы результатов проектной и изыскательской деятельности в дорожной отрасли.

Таким образом, цифровая экономика кардинально меняет наши представления о привычных вещах. Появляются новые термины, способные наилучшим образом объяснить происходящие и зарождающиеся процессы. Совсем недавно термин «автомобильная дорога» определялся как «инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей». Особенность новой технологической революции заключается в инженерной и социально-экономической интеграции смежных систем. 

Сегодня автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств. Недавно объектом исследования в дорожной отрасли была триада водитель — автомобиль — дорога, сегодня это система люди — грузы — транспортные потоки — транспортная инфраструктура — экономика. 

Ключевые технологии, обеспечивающие цифровизацию дорожной отрасли, — информационное моделирование и интеллектуальные транспортные системы (ITS). Технология BIM затрагивает деятельность в основном дорожных инженеров, ITS служат цифровым инструментом прежде всего для автомобильных и транспортных инженеров. Стык этих двух сфер деятельности способна обеспечить, говоря языком IT-специалистов, интеграционная шина «Цифровая автомобильная дорога».

В статье используются материалы из следующих источников:

https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/463148459.pdf

https://indorsoft.ru/upload/iblock/4c7/trf-_-2018_01-_-digital_roads.pdf

https://d-russia.ru/strategija-razvitija-transportnoj-otrasli-rf-cifrovye-aspekty.html