Современные мостовые переходы представляют собой сложные инженерные сооружения. Для выполнения разбивочных работ и дальнейшего геодезического сопровождения строят специальную геодезическую разбивочную сеть, обеспечивающую выполнение работ на всех стадиях строительства мостового перехода. Кроме того, правильно расположенная и надежно закрепленная разбивочная основа может использоваться и для наблюдения за деформациями моста в процессе его строительства и эксплуатации. 

Основными геодезическими работами при строительстве мостов являются: топографическая съемка местности, создание планово-высотной геодезической (разбивочной) сети, центрирование опор и определение их осей, более подробная разбивка опор, промежуточная исполнительская съемка выполненного объема работ, геодезическое обоснование местоположения берегоукрепительных и регуляционных сооружений.

Создание геодезической сети.

Геодезическая разбивочная сеть – это плановая и высотная основа контрольно-измерительных и разбивочных работ на всех стадиях строительства. Пункты разбивочной сети могут быть расположены по берегам, рекам и островам в тех местах, которые удобны для выполнения контрольных измерений и разбивочных работ. В начале и в конце оси размещают по одному пункту. Их координаты определяются на местности по системе координат.

Если мост прямолинейный, то ось х направляют на ось моста. Определённые пункты сети закрепляют надёжными знаками. Измеряют углы и расстояние между ними. Измерения проводят с помощью электронных тахометров. Квадратические погрешности определяют по координатам они не должны превышать 6 миллиметров. Обработку измерений проводят на компьютерах, используют стандартные программы для выравнивания выполненных измерений и вычисляют координаты сети, проводят оценку их точности. При монтаже пролетных строений геодезические работы при их установке и сборке состоят:

- из детальной разбивки продольной оси моста и периодической проверки соосности сборки главных ферм или балок с допускаемым отклонением от проекта 5 мм;

- высотной установки основных узлов в проектное положение со средней квадратической ошибкой определения высоты 2–3 мм;

- периодических контрольных наблюдений во время сборки и установки пролетного строения за плановыми деформациями временных опор.

По окончании строительства опоры производят исполнительную съемку. Исполнительная съемка выполняется также и после монтажа, по результатам которой составляют план и профиль пролетного строения, продольный профиль пути. За осадками опор и прогибами ферм под нагрузкой ведут геодезические наблюдения по окончании строительства моста, в момент его испытаний и в период эксплуатации.

Вынесение точек в проектное положение.

Проводят этот вид геодезических работ с помощью метода засечек, откладывают проектное расстояние на оси. Используют также метод редуцирования. Этот метод состоит из двух этапов. Первый этап: выносят точки в проектное положение. Точку, которую приблизили, закрепляют точные координаты. Следующим этапом вычисляют элементы редукции. Когда отложили эти элементы, то находят окончательные проектные точки. Отметки выносят на опоры методом геометрического или тригонометрического нивелирования. Отметки в котлован передают верхние опоры, используют при этом рулетку, подвешенную вертикально. Чтобы контролировать высоту каждой точки опоры, устанавливают два репера. Их размещают как можно ближе к месту работы, в том числе и на строящихся опорах. Для этого по опорам, как только они поднимутся выше уровня воды, прокладывают нивелирные хода. Высоты временных реперов периодически контролируют от постоянных, расположенных на берегу. 

Разбивочные и контрольные геодезические работы.
Все контрольные и разбивочные геодезические работы выполняются с помощью обычных приёмов, принятых в геодезии.

Исходными данными для всех работ при постройке моста являются проект сооружения, а также:

  • план мостового перехода с осями сооружений;
  • схема знаков геодезической основы и их описание;
  • из каталога выписка высот и координат геодезической основы;
  • знаки геодезической основы, а именно - пункты закрепляющихся осей моста и трассы, а также высотные реперы и марки.

Разбивку осей моста и опор, как правило, начинают с восстановления оси трассы. Начальными точками являются осевые знаки, которые были установлены в процессе изысканий и привязаны к пикетажу трассы. Также исходящими точками могут прослужить реперы с отметками.
Для мостов до 50 м в длину будет достаточно одного репера и двух створных знаков, для мостов, длина которых составляет от 50 до 300 м, на каждом берегу требуется по одному реперу и два створных знака. В тех случаях, когда длина моста больше 300 метров, потребуется по два репера и не меньше двух капитальных знаков на каждом берегу. Ошибка нивелирования не должна при этом превышать 10. Точность измерения расстояния между двумя опорами напрямую зависит от типа пролётов и длины сооружения.

Оси опор, все необходимые размеры граней фундамента и ряды свай на обноске размечают гвоздями. По этих гвоздям натягивают стальную проволоку в противоположных направлениях. На месте их пересечения получают углы фундамента и центры свай. Точки таких пересечений на дно котлована фиксируют с помощью кольев. В дальнейшем по ним будут размечать контуры фундамента.
После завершения строительства мост проверяют на соответствие его размеров по факту с размерами по проекту. Измеряют его длину, ширину проезжей части, отметки точек на опорах, отметки по проезжей части, отметки размеров сечений опор и пролётных строений.

Геодезический контроль осуществляется за разбивкой и сооружением всех частей моста, вспомогательных и временных сооружений. Систематически контролируется возведение отдельных частей сооружения, обеспечивая проектное их положение. Все это оформляется в документации по исполнительской инженерно-геодезической съемке. При возведении мостов, инженерно-геодезические работы согласуются с пунктами триангуляции или полигонометрии. 

Используемое оборудование

При возведении больших мостов необходимо привлекать специальную геодезическую группу. Контроль за проведением строительных работ производится геодезической группой на протяжении всего периода строительства. 

При геодезическом обеспечении строительства мостов используются нивелиры марок Н-3, Н-05. При строительстве мостовых переходов, для построения высотных сетей, производства разбивочных работ, исследования деформации опор и строений, а также передачи отметок на опоры используют вышеперечисленные приборы. Для плановой съемки применяются теодолиты 2Т2, 2Т5 и 2ТЗО. Использование современных технологий при строительстве мостовых сооружений позволяют учитывать климатические условия, вводят отметку горизонта инструмента, определяют вертикальный и горизонтальный углы, номера пикетов и точек визирования и т. п. Современные технологии инженерно-геодезических изысканий позволяют определять с учетом кривизны Земли горизонтальные расстояния и превышения. Для определения линейных величин применяются светодальномеры. Светодальномеры применяют при разбивке опор по створу, при этом, основой служат исходные геодезические пункты. Светодальномеры при этом закрепляют ось мостового перехода. При этом допустимое отклонение разбивочной сети от исходного не должно превышать 10 мм. Реперные отметки разбивочной сети необходимо устанавливать в геологически устойчивых местах, которые не затопляются текучими (паводковыми) водами.

В статье используются материалы из следующих источников:

https://labexp.ru/help/articles/geodezicheskoe_obespechenie_pri_stroitelstve_mostov_/

https://агасу.рф/images/files/forum5/forum5_483-486.pdf

https://labexp.ru/help/articles/kadastr/geodezicheskoe-obespechenie-pri-stroitelstve-mosto/

https://studfile.net/preview/5443462/page:52/