В планах властей – снизить к 2024 году количество аварийно-опасных участков на дорогах в два раза по сравнению с 2017 годом, а число погибших в авариях – до четырех человек на сто тысяч населения. К 2030 году этот показатель должен стать нулевым. Загруженность автомобильных дорог федерального и регионального значения должна снизиться к 2024 году на 10 % по сравнению с 2017 годом.

Главной целью по-прежнему является внедрение элементов ИТС, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, в том числе в городах с населением более 300 тысяч человек. Так, определены четыре базовые подсистемы, которые будут внедрены в агломерации в зависимости от уровня развития ИТС: подсистема светофорного управления, подсистема метеомониторинга, подсистема мониторинга параметров транспортного потока и подсистема регистрации нарушений ПДД.

Существенным условием является создание интеграционной платформы, обеспечивающей консолидацию внедряемых и существующих подсистем ИТС. Платформа призвана улучшить условия дорожного движения и повысить уровень безопасности на городских дорогах за счет использования информации из разных источников при принятии решений по оптимизации транспортных потоков.

Проекты внедрения ИТС в крупных городских агломерациях реализуются с 2020 года, при этом их экспертиза в рамках национального проекта БКД осуществляется ежегодно с учетом работ, выполненных в предыдущем году.

По итогам работ, проведенных в 2020 году, в методические документы внесен ряд корректировок – в части реализации проектов и оценки их эффективности. Кроме того, подготовлены предложения по дополнению нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы организации данного мероприятия в рамках национального проекта БКД.

Одной из ключевых задач, стоящих перед субъектами, является обеспечение интеграции уже работающих подсистем ИТС и создание условий для их оптимизации в будущем. Причем, по словам заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Игоря Костюченко, речь идет как о межведомственной, так и о межсубъектной интеграции. Однако, со слов специалистов, уже начали возникать серьезные проблемы при организации информационного взаимодействия и интеграции подсистем как в рамках одной территории, так и на межрегиональном уровне. Регионам предстоит обеспечить межведомственную и межсубъектную интеграцию уже существующих подсистем и создать условия для их оптимизации в будущем, отмечают в Росавтодоре.

С учетом возможности свободного передвижения транспортных средств между регионами данные принципы должны применяться на территории всей страны. Данный подход может быть реализован посредством формирования национальной сети ИТС при использовании регламентированного механизма присоединения ИТС региона к национальной сети ИТС.

Необходимо отметить, что в этом году Минтрансом России подготовлены документы стратегического характера в сфере цифровой трансформации транспортного комплекса. Это Стратегия цифровой трансформации транспортной отрасли и Программа цифровизации в сфере дорожного хозяйства. Реализация этих документов позволит существенно активизировать в долгосрочной перспективе развитие ИТС в регионах, в том числе в части внедрения высокоавтоматизированных и полностью автоматизированных транспортных средств в сфере грузовых и пассажирских перевозок.

В данный момент активно ведутся работы по формированию нормативных правовых условий и нормативно-технической базы, обеспечивающих возможность коммерческой эксплуатации ВАТС (высокоавтоматизированная транспортная система) при осуществлении грузовых и пассажирских перевозок, а также по созданию специальных тестовых эксплуатационных зон в субъектах РФ для проведения опытной эксплуатации ВАТС на автомобильных дорогах общего пользования.

Одно из важнейших условий успешного внедрения ВАТС – наличие на автомобильных дорогах интеллектуальной дорожной инфраструктуры, которая обеспечивает информационную поддержку их движения.

Это, безусловно, потребует бесшовной интеграции ИТС на межрегиональном и в дальнейшем межгосударственном уровне и выравнивания во всех субъектах РФ степени развития интеллектуальной дорожной инфраструктуры. Данную задачу целесообразно решать путем создания национальной сети ИТС.

В статье используются материалы из следующих источников:

https://www.vedomosti.ru/salesdepartment/2020/04/20/gorod-nikogda-ne-budet-prezhnim-ili-chto-takoe-intellektualnie-transportnie-sistemi

https://rg.ru/2020/12/08/intellektualnye-transportnye-sistemy-budut-upravliat-potokom-mashin-v-rf.html

https://ru-bezh.ru/gossektor/news/21/09/27/4-mlrd-rublej-vyideleno-25-regionam-na-vnedrenie-its-v-ramkax-na

https://www.tatar-inform.ru/news/rosdornii-nuzno-formirovat-ekosistemu-cifrovyx-transportnyx-koridorov-5837392