Защита от коррозии – тема, актуальная для всех металлических конструкций, в особенности, для мостов.

Сложные инженерные сооружения – стратегический экономический объект, отвечающий за безопасность перевозок, поэтому их техническое состояние имеет огромное значение.

Мостовые металлоконструкции – сложное техническое сооружение повышенной важности. Они функционируют в достаточно сложных условиях, испытывая на протяжении всего срока эксплуатации высокие динамические нагрузки, при этом должны быть надежными и исправными в течение всего срока эксплуатации. Крупные мосты всех видов, путепроводы относятся к объектам стратегического назначения.

На длительность эксплуатации мостов оказывают влияние сразу несколько факторов: повышенная влажность, перепады температур, воздействие солей, а также различных физических и химических факторов. Ситуация осложняется тем, что продолжительность эксплуатации стальных конструкций и сроки их антикоррозионной защиты зачастую не соблюдаются. Коррозия – очень опасный процесс для мостовых конструкций, развитие которого чревато снижением несущей способности моста, вплоть до его разрушения.

Самый действенный и распространенный способ защиты мостов от ржавления – нанесение на поверхность металла защитного покрытия. Традиционные лакокрасочные материалы, широко применяемые для защиты металлических покрытий от коррозии, в отношении мостовых конструкций, не могут гарантировать длительный срок эксплуатации. 2-5 слоев краски, в столь жестких условиях эксплуатации, могут обеспечить лишь 4 – 10 лет защиты моста, после чего детали конструкции нуждаются в обновлении защитного покрытия.

Хорошо известно, что наиболее длительную защиту стали от коррозии в атмосфере обеспечивают цинковые покрытия, которые при необходимости могут перекрываться лакокрасочными материалами. Однако, их нанесение традиционными методами (горячее цинкование, металлизация, электрохимическое осаждение) на крупногабаритные металлоконструкции, например такие как, мостовые, технически трудноосуществимо, и поэтому на практике не используется. Единственным эффективным способом, позволяющим реализовать уникальные свойства цинка при защите подобных объектов, является технология «холодного цинкования». Она заключается в применении лакокрасочных материалов, которые в качестве пигмента содержат высокодисперсный порошок цинка. Пленкообразующая основа может быть различной: эпоксидной, полиуретановой и т.д.

По механизму защитного действия покрытия могут быть классифицированы как барьерные, т.е. обеспечивающие только изоляцию, протекторные и с комбинированным барьерно-протекторным действием. Применение преобразователей и модификаторов ржавчины как правило недопустимо.

Лакокрасочные покрытия в зависимости от вида пигмента обеспечивают барьерную, комбинированную или протекторную (электрохимическую) защиту стали.

Цинковые защитные покрытия стальных конструкций обеспечивают как протекторную, так и барьерную защиту от коррозии; алюминиевые – обычно только барьерную, а в присутствии хлористых солей или хлора – также и протекторную.

Нанесению лакокрасочных или металлических защитных покрытий должна предшествовать соответствующая подготовка поверхности конструкций; цель подготовки поверхности удаление прокатной окалины, продуктов коррозии, жировых и других загрязнений и придание поверхности шероховатости, улучшающей сцепление с ней защитного покрытия.